Минус один: Inditex впервые закрыл магазин Zara в Украине
Испанская группа Inditex решила закрыть магазин своего флагманского бренда Zara в столичном торгово-развлекательном центре Караван (ОБНОВЛЕНО)
Один из лидеров мирового fashion-ритейла – испанская группа Inditex – вышла на украинский рынок в 2008 году и с тех пор открыла в стране более 50 торговых точек под брендами Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterque. Флагманским брендом группы как за рубежом, так и в Украине, является Zara. Поэтому на закрытие торговых точек этого бренда компания решается крайне редко. Почему же это произошло в случае с магазином в торгово-развлекательном центре Караван?
Уйти красиво
Одно из наиболее громких закрытий Zara в странах СНГ произошло несколько лет назад в Москве. Зимой 2014-го, когда в России назревал экономический кризис, Inditex закрыл флагманский магазин в самом центре Москвы — на Тверской улице. Причиной, как писал РБК, была высокая стоимость аренды. По оценкам экспертов, помещение площадью свыше 1 000 кв. м обходилось Inditex в более чем $3 млн в год. Отказ от таких баснословных затрат в условиях резкого колебания курса и снижения покупательской способности был вполне оправданным.
В Украине же, несмотря на серьезные экономические потрясения в 2014-2015 годах, свои магазины Zara группа не закрывала. До этой весны… О причинах закрытия в Караване не хотят говорить ни в украинском подразделении Inditex, ни в торговом центре Караван. Генеральный директор Inditex в Украине Сергей Дробышев комментировать этот вопрос отказался. В пресс-службе управляющей компании сети ТРЦ Караван — DCH Real Estate, RAU сообщили, что изменения tenant-mix и обновление концепции — естественный процесс. «Успешный торгово-развлекательный центр умеет вовремя адаптироваться к требованию времени и сформировать максимально эффективное предложение для своей целевой аудитории. С ТРЦ Караван выросло целое поколение покупателей. Сегодня посетители, которые приходили сюда детьми, приводят в Караван своих детей. Для нового поколения необходимы новые предложения. Осенью Караван ждут грандиозные изменения, которые гарантировано обеспечат максимальный интерес посетителей», — добавили в пресс-службе.
Опрошенные RAU эксперты уверены, что причина закрытия вовсе не в дороговизне аренды или убыточности магазина. «У Zara в Украине убыточных магазинов нет. Скорее всего, решение о закрытии связано не с финансовыми показателями торговой точки, а в большей мере является политическим и объясняется скорым открытием магазина в ТРЦ Lavina Mall», — говорит на условиях анонимности представитель консалтинговой компании в сфере торговой недвижимости.
Напомним, Inditex арендовал в ТРЦ Lavina около 7000 кв. м для открытия магазинов Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Zara. Последний займет почти 3 400 кв. м и будет самым большим в Украине.
По словам директора компании UTG Евгении Локтионовой, группа Inditex в Украине, и магазины Zara в частности, работают более чем успешно. «Компания развивается полным ходом. Они адаптировали цены под украинский рынок и когда все ритейлеры поднимали цены, они наоборот — опустили. За счет этого еще больше повысили лояльность к бренду. Теперь, в отличие от других игроков рынка, их товарообороты растут значительно быстрее. Поэтому они готовы развиваться и активно ищут подходящие локации, в том числе – в регионах Украины», — говорит Локтионова.
Косвенно подтверждает ее слова и активность самой Inditex. В конце 2016 года испанская группа вывела на украинский рынок новый бренд – Uterque, а в этом году сообщалось о планах компании вывести в Украину линию мужской одежды бренда Stradivarius, открыв магазин нового формата в ТРЦ Sky Mall.
Устранить каннибализм
Немаловажным фактором в пользу решения о закрытии магазина в ТРЦ Караван также могла быть близость других, более современных и успешных торговых точек Zara. «Во-первых, в Караване был один из самых старых магазинов Zara. Он открылся вторым после флагмана на Крещатике. Потом уже были Dream Town и Sky Mall. Во-вторых, из-за небольшого расстояния между магазинами Zara в Караван, Dream Town и Sky Mall происходил некий «каннибализм» между магазинами. Внутри компании прекрасно понимали, что таким образом они размывают свои потоки. Поэтому решение закрыть один из магазинов и сконцентрироваться на другом, более сильном и перспективном объекте – вполне логичное и своевременное. Если можно получать тот же товарооборот с двух магазинов, то зачем содержать третий?», — задает риторический вопрос Локтионова.
Подтверждают ее мнение и другие эксперты. По мнению топ-менеджера крупного fashion-ритейлера, после открытия Zara в Dream Town показатели работы магазина в ТРЦ Караван из года в год ухудшались. «Учитывая, что товарообороты магазина в Караване постоянно снижались, то, скорее всего, в компании давно ждали подходящего момента для расторжения договора аренды, — говорит собеседник RAU. — В разных договорах возможность расторжения прописана по-разному: некоторые могут быть расторгнуты через пять лет, некоторые через семь. Не исключаю, что возможность закрыть магазин появилась только сейчас».
Впрочем, участники рынка не удивлены решением Inditex закрыть магазин Zara в Караване. Этот торговый центр – один из старейших в Киеве. После открытия в 2003 году он был первым ТРЦ в современном понимании этого слова с уникальным набором арендаторов и долгое время — одним из наиболее успешных торговых центров в столице. «В свое время ТРЦ Караван был одним из «Титанов» рынка торговой недвижимости Киева. До открытия Dream Town и Ocean Plaza сюда ехали не только со всего Киева, но и со всей Украины. Теперь же ситуация у них, мягко говоря, не самая лучшая, и чтобы ее исправить, нужно что-то кардинально менять», — говорит один из экспертов украинского рынка торговой недвижимости.
В управляющей компании сети ТРЦ Караван DCH Real Estate (принадлежит украинскому бизнесмену Александру Ярославскому – ред.) ранее отмечали, что в 2016 году столичный Караван посетило около 7 млн человек. Для сравнения, Караван в Днепре в прошлом году посетило более 10 млн человек, а в Харькове – 12,2 млн. Уход такого сильного ритейл-оператора как Zara, который сам способен генерировать большой поток посетителей, окажет еще большее давление на трафик в ТРЦ. Тем более, что пока до конца неясно кто из ритейлеров откроется на его месте. Главный кандидат на эту локацию — LC Waikiki, о скором открытии которого в ТРЦ извещает брендирование на месте бывшего магазина Zara. Впрочем, в LC Waikiki говорят, что официальных договоренностей по открытию магазина в Караване еще нет. «Пока только обсуждаем договор и его условия», — уточнили в компании.
Уход Zara из ТРЦ Караван также может нести и другие риски для торгового центра, в том числе — репутационные. «Inditex — fashion-бренд №1 в мире и его наличие в ТРЦ является показателем качества и гарантированного потока посетителей. Если в торговом центре не представлен ни один бренд компании – то и отношение к нему сразу же другое», — считает один из крупных украинских ритейлеров, работающих в fashion-сегменте.
Читайте также —
Антиглобалісти: чому modnaKasta закриває сервіс доставки товарів із США GlobalKasta