«Идеолог» торговых центров: как австрийский эмигрант совершил революцию в мировом ритейле
Виктор Грюн первым в мире сформулировал концепцию торговых центров, но не испытывал гордости за это, и даже открещивался от них, уверяя, что его «неправильно поняли» и извратили его идеи.
Читайте українською
Торговые центры являются неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Сложно представить, что когда-то, причем не так давно, этого формата совсем не было на торговой карте. Никому и в голову не приходило заставить потребителей ехать за покупками «в степь» на машине. RAU предлагает узнать историю того, кто сформулировал концепцию торговых центров, и почему вторую половину жизни активно с ней же и боролся.
Успешное начало
С появлением революционной идеи создания гигантских торговых центров связано имя Виктора Давида Грюнбаума из семьи австрийских евреев. Он успешно закончил Венскую Академию искусств и был готов начать карьеру.
Собственно, и карьера началась успешно – первым местом работы Грюнбаума стало бюро немецкого архитектора Петера Беренса, одного из основоположников конструктивизма в архитектуре и пионера промышленного дизайна. В 1933 году в возрасте 30 лет Грюнбаум открывает собственное бюро, которое делает ремонты в квартирах, магазинах и прочих объектах социальной инфраструктуры.
Однако в 1938 году после аннексии Германией к власти в Австрии приходят нацисты, которые сразу начинают активную борьбу за чистоту крови. Для человека с фамилией Грюнбаум жизнь в компании с новой властью становится опасной для жизни, он бросает все и сбегает максимально далеко – в США.
Повторный старт
За океаном Виктору пришлось все начинать, буквально, с нуля. А вернее – с $8. Именно столько осталось у него после покупки билета на пароход и расходов на питание и койку в путешествии, когда он приехал в Нью-Йорк. Ситуация осложнялась еще и тем, что дизайнер абсолютно не знал английского языка.
Первое, что делает предприимчивый австриец – сокращает свою длинную тяжеловесную фамилию до звучного и запоминающегося Грюн, и начинает заниматься тем, что любит и умеет – оформлять магазины. Грюн приехал в Штаты в очень удачное время – после многолетнего спада в 1937-1938 годах страна переживает «Рузвельтовскую рецессию». Производство возвращается на уровень 1929 года, безработица падает и открываются новые магазины.
Грюн практически даром делает проект для бутика товаров из кожи и, буквально, одной работой попадает в обойму самых востребованных дизайнеров США.
Он оставляет Нью-Йорк, и поселяется со второй женой в более тихом и более богемном Лос-Анджелесе. Занимаясь отдельными заказами, он, конечно же, мечтает о собственном бюро, и он откроет его – через 10 лет. В числе проектов фирмы – инновационные жилые и коммерческие проекты, такие как отмеченное наградами здание Wilshire Terrace Co-Op (1958), первая жилая башня Уилшир в Вествуде, и офисное здание Wilshire Beverly Center в Беверли-Хиллз (1962), примечательное высотное здание, построенное на сложном треугольном участке.
Первый торговый центр в мире
Американская торговля середины ХХ века – это стрит-ритейл и разного рода небольшие рынки. Постепенно в фуд-ритейле развиваются супермаркеты, которые приходят на смену узкокатегорийным торговым точкам. В 1950-е еще нет Walmart, но почва для его появления активно создается и американцы начинают активно расселяться вдали от городского шума, создавая ландшафт той самой «одноэтажной Америки». Им совсем не с руки ездить за покупками в мегаполисы, а местная сельская торговля не удовлетворяет их спрос.
Грюна заинтересовала задача – «подружить» шопинг и загородную аудиторию. Так рождается концепция первого в мире настоящего торгового центра – Southland Mall в Миннесоте. Его прообраз – Northland Mall – появился в 1954 году в Миннесоте, однако важно, что это были отдельно стоящие домики магазинов под открытым небом.
Интересно, что главным образующим элементом в архитектуре молла была парковка. Причем, сперва Грюн хотел расположить магазины вокруг паркинга, а потом ему пришла в голову обратная мысль – разместить несколько тысяч парковочных мест вокруг здания молла. Центральной точкой центра Грюн делает крупный универмаг («якорный арендатор»), вокруг которого размещает небольшие магазины. Для того чтобы выйти на парковку, посетитель должен пройти через эти магазины, тем самым, обеспечив арендаторам трафик.
Проект архитектора так понравился главе розничной компании, который согласился на дорогостоящий эксперимент, что было решено построить не один, а четыре торговых комплекса, которые получили названия по регионам их расположения: Northland, Eastland, Southland и Westland Centers.
Грандиозное недоразумение
Грюн никак не мог забыть красоту, зелень любимой Вены. Он мечтал создать пространство, в котором люди будут не только совершать покупки, но и отдыхать. Галереи между магазинами он наполнил удобными скамейками, зимними садами, картинами и прочими элементами, которые и создавали настроение приятного досуга.
В Southland идеи Грюна оформились окончательно: это уже был полностью крытый торговый центр с двумя «якорями» в противоположных сторонах здания. В центре молла был создан «Вечнозеленый весенний сад» с кофейнями, ресторанчиками, уютными беседками и зонами отдыха. Здесь даже был устроен небольшой зоосад с райскими птицами, который стал точкой притяжения для семей с детьми.
В 1968 году Виктор Грюн вдруг закрыл американский бизнес и уехал в родную Вену. Он посвятил последние годы жизни обустраиванию любимого города, созданию пешеходных зон, скверов и борьбе с засильем автомобильного транспорта. Он не испытывал гордости за грандиозные ритейл-проекты в США, и даже открещивался от них, уверяя, что его «неправильно поняли» и извратили его идеи.
По материалам: New Retail
Читайте также —
Прародители торговых центров: топ-10 самых известных универмагов мира