Сооснователь Glovo: Украина – пятая по объему заказов среди 25 стран
Соучредитель Glovo Саша Мишо в интервью Forbes рассказал о выходе украинского бизнеса на безубыточность, увольнения и слухах о покупке Zakaz.ua, о 80 млн евро инвестиций в Украину, достигнутые показатели работы и планы на перспективу. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой беседы.
О значимости украинского рынка
Завоевание украинского рынка Glovo начал на четвертый год своего существования – в 2018 году. До полномасштабной войны Украина была третьей страной по объему заказов. Теперь Украина – пятая по объему заказов для стартапа среди 25 стран. 24 февраля 2022 года руководство головного офиса в Барселоне решило прекратить все операции в Украине ради безопасности персонала. Также были выплачены все зарплаты на случай закрытия банковской системы. Но курьеры начали использовать Telegram и другие приложения для осуществления социальных доставок. Рестораны и магазины тоже хотели продолжать работу. Поэтому уже через несколько дней местная команда сказала, что нужно возобновить бизнес. Был составлен план поэтапного обновления, начиная с самых безопасных районов. Также внесены технологические изменения в приложение, чтобы можно было останавливать все операции на время воздушной тревоги. Сейчас Glovo работает в 35 городах Украины из 39, которые были до полномасштабного вторжения.
О размере инвестиций
Испанский стартап инвестировал в развитие бизнеса в Украине с 2018 года 80 млн евро. Это средства на операционную деятельность, инфраструктуру, маркетинг. В украинском Glovo работают 250 сотрудников в головном офисе в Киеве и восьми меньших офисах. Украинский офис вышел на самоокупаемость, если отбросить поддержку головного офиса в виде инженеров, инфраструктуры и т.д. Сам бизнес в Украине как таковой нам не стоит ничего. Работаем во многих нишах. Доставляем не только блюда из ресторанов, но и продукты и товары из магазинов.
О возможном поглощении Zakaz.ua
В начале 2022 года украинские медиа писали, что Glovo планирует поглотить украинский стартап Zakaz.ua. Но мы их не покупали и не планируем. На рынке было много слухов и предположений. У нас есть личные встречи со многими игроками, но главная тема разговоров не M&A. Мы обсуждаем планы развития и то, как вместе мы можем двигать рынок.
О показателях работы
Заказов стало больше, чем до вторжения. Бизнес не только адаптировался, но и вырос. Украина – ключевой рынок и лидер региона. Все важные показатели выросли – от выручки до количества заказов. Улучшилось также время доставки. Недавно у нас был рекордный месяц, и мы превысили показатели, которые были до вторжения.
В ряде городов объем заказов вырос в два-три раза по сравнению с довоенным уровнем, в частности в Хмельницком заказы выросли на 318%, в Виннице – почти на 300%, в Тернополе – на 275%, в Ровно, Ивано-Франковске и Луцке – почти на 250 %, в Черновцах – на 200%. В декабре 2022 года в целом сервис Glovo достиг показателя в 500 млн. заказов, но на глобальном уровне Glovo еще не прибыльный.
О дальнейших планах
Планы расширения будут зависеть от уровня безопасности и стабильности, а также от стратегических решений местной команды по развитию в разных городах и районах. Здесь мы запускаем новые сервисы, которых нет в других странах. К примеру, впервые внедрили телемедицину в украинском приложении. Я очень верю в потенциал Glovo в сфере быстрой доставки из розничных точек. Мы можем помочь розничным магазинам цифровизировать свой бизнес и продавать товары онлайн с максимальной скоростью. Наше видение – предоставить клиентам возможность получать товар за 30 минут.
В конце 2021 года немецкая компания Delivery Hero приобрела 39,4% акций стартапа и оценила его в 2,3 млрд. евро. Этот процесс официально завершился спустя девять месяцев (летом 2022 года). С тех пор основная цель – достичь доходности к концу следующего года и увеличивать бизнес на 30–35% ежегодно. Delivery Hero имеют до 10 брендов по всему миру, каждый из которых работает независимо. Они имеют собственные технологии и платформы. У нас есть возможность научиться многому новому и поделиться нашим опытом с их брендами. Объединение усилий с Delivery Hero создало уникальные условия, чтобы расти более стратегически и с долгосрочным видением.
У нас нет ответов на вопрос, будет ли рецессия или нет, и какие регионы будут развиваться. Мы работаем в разных частях света, но наши регионы не одинаковы. В целом страны, где работает Glovo, демонстрируют более высокий уровень роста по сравнению со средним мировым показателем.
Первоначальные годы Glovo были направлены на быстрый рост и расширение, и именно на это шли инвесторы. Тем не менее, сейчас они более заинтересованы в компаниях с четким видением достижения доходности, с фокусом на стабильном росте. Времена быстро меняются.