Все идет по плану: какие франшизы продолжают активно развиваться в Украине, несмотря на войну
По данным Franchise Group, в первый год войны более 20 000 украинских предпринимателей продолжают бизнес по франшизе. До вторжения в Украину было 592 компании-франчайзера, которые оперировали 23 597 объектами.
Как пишет издание Forbes.ua, несмотря на 15% уменьшение количества бизнесов, действующих по франшизе, есть форматы, активно развивавшиеся во время войны. В июле-августе 2022 года Franchise Group провел опрос среди 35 франчайзи – 43% ответили, что активно масштабировались в прошлом году. Росли прежде всего франшизы, которые имели хотя бы один из трех признаков: сильный бренд, «удобный» для войны формат и международную перспективу, считает соучредитель компании MOST Franchising Екатерина Бенивская. Ниже представлены примеры форматов, которые спасают украинский малый и средний бизнес во время войны.
Сильный бренд
Хрестоматийный пример широко известного и узнаваемого бренда – Нова пошта, открывшая в прошлом году 803 отделения по системе франчайзинга. Эта франшиза имеет доступный порог входа и высокую узнаваемость бренда. Также сеть электроинструментов Dnipro-M за 2022 год открыла 60 франчайзинговых точек (26 уже в этом году).
Еще один известный пример – холдинг МХП, продавший 71 франшизу на М’ясомаркет и 48 на заведения уличной еды Döner Маркет. МХП в своей стратегии развития делает ставку на франчайзи, готовых открывать более 30 точек. Они называют их мастер-франчайзи. Именно такие мастера покрывают 80% сети М’ясомаркет и Döner Маркет. Как отмечает руководитель управления по работе с франчайзи МХП Дмитрий Озеран, очень помогло то, что почти все партнеры (франчайзи) МХП остались в Украине и хотели вносить свой вклад в развитие экономики.
Оптимальный формат
Второй признак – оптимальный формат, не требующий большого объема капиталовложений и который может быть быстро релоцирован. К примеру, пивная сеть Good Beer открыла 26 новых заведений, а сеть кофеен самообслуживания Zernova – 57. Так, у Zernova не было мощного маркетингового бэкграунда, но формат бизнеса сыграл решающую роль в развитии франшизы. Для открытия точки нужно выбрать локацию, закупить оборудование и следить за запасами кофе в автоматах. Такой подход стал особенно актуален в условиях войны для инвесторов, не желавших привязываться к конкретному городу полноценным заведением, на открытие которого требуется много времени и ресурсов.
Возможность экспансии
Третий тренд рынка франшиз военного времени – экспансия. Многие франчайзеры начали открывать точки за границей. Так, 69% респондентов Franchise Group открывали франшизы за пределами Украины, теми, кто покинул пределы родины. К примеру, сеть домашних замороженных полуфабрикатов Галя Балувана за 2022 год успела открыть 50 точек в Украине, а за текущий год – 20 точек за рубежом под брендом MultiCook, отмечает соучредитель сети Галя Балувана Владимир Матвийчук. Секрет успеха этой франшизы заключается в быстрой адаптации формата заведения и меню под нужды местного рынка. Международную экспансию в прошлом году осваивали и рестораны Lviv Croissants, П’яна вишня, Черноморка.
В 2022 году наибольшей популярностью пользовались франшизы общепита и продуктового ритейла – на их долю приходилось более 80% всех проданных украинских франшиз, поскольку именно эти направления более востребованы даже во время войны. Как отмечается в исследовании Franchise Group, чаще всего украинские компании продают франшизы в Польшу, Германию, Чехию, США, Казахстан, Францию. Запросы на открытие бизнеса приходят как от украинцев, так и от иностранцев.
Тренды 2023 года
По мнению экспертов, в этом году будет продолжаться как международная экспансия, так и расширение сетей франчайзи в Украине. Приблизительно 15–20% украинских компаний продолжат экспансию по миру, прогнозируют во Franchise Group. Также после войны франчайзинг станет для бизнеса единственной возможностью старта без риска, считает соучредитель консалтинговой компании Франч Роман Кириллович. В прошлом году предприниматели показали адаптивность, мобильность и быстрое принятие решений, что поможет им и в будущем.