Боевая франшиза: как быстро масштабировать бизнес в военное время

Боевая франшиза: как быстро масштабировать бизнес в военное время

27.05.2022 09:00
  1399
Костянтин Симоненко

Владелец Lviv Croissants Андрей Галицкий, основательница сетей стрит-фуд Truckttoria и Хотдожна Виолетта Летта, и владелица компании Franchise Group Мирослава Козачук рассказали о своем опыте развития бизнеса по схеме франчайзинга во время войны.

Читайте українською

Во время RAU вебинара «Стабильность в период нестабильности. Франчайзинг как инструмент роста бизнеса в военное время» владелец Lviv Croissants Андрей Галицкий, основательница сетей стрит фуда Truckttoria и Хотдожная Виолетта Летта, а также владелица компании Franchise Group Мирослава Козачук рассказали о том, как война повлияла на бизнес, возможности релокейта на запад Украины или в Европу. А также поделились инсайтами о специфике работы по франшизе за рубежом и своими действиями, которые помогают сохранить компании и вывести их на новый уровень.

Их примеры интересны разносторонним опытом. Бывалый продавец франшиз Андрей Галицкий и предпринимательница Виолетта Летта, только начинающая этот путь развития своего бизнеса. Причем, оба работают не только в Украине, но и начинают освоение соседнего польского рынка. Во многом этим планам «посодействовала» полномасштабная война с россией.

Война и круассаны

Первые несколько дней вторжения 90% сети Lviv Croissants не работало, потому что в это время концентрировались на релокации команд, занимавшихся по всей стране запуском новых заведений. В том числе помогали эвакуировать родственников и близких своих партнеров по франшизе. Впоследствии постепенно начали возобновлять работу: сначала на западе страны, а затем двигались дальше на восток вплоть до Днепра. В марте запустили 60 пекарен, а к середине мая уже работало 107 заведений. Недавно начали работу две пекарни в Харькове, от которого удалось оттеснить врага. Конечно, пришлось полностью перестраивать логистику и искать новых перевозчиков. Были уничтожены две пекарни в Мариуполе, в Харькове получили повреждения, но, к счастью, все партнеры-франчайзи живы-здоровы. И даже в Буче, Ирпене и Гостомеле пекарни выстояли и готовятся к открытию (только в Гостомеле партнер должен закончить серьезный ремонт в здании).

До войны у Lviv Croissants было 26 собственных заведений, а всего к началу войны насчитывалось 148 заведений. Должно было быть 150 с учетом точек в Луцке и Мукачево, которые открылись уже во время войны, но война все изменила.

Как пояснила владелица компании Franchise Group Мирослава Козачук, обычно примерно 15% сети принадлежат ее владельцам, а соответственно 85% – работают по франшизе. Собственные учреждения должны находиться в максимально разных локациях, чтобы иметь соответствующий опыт запуска и работы, дабы передать его партнерам.

Ставка на франшизу

Продавать франшизу на торговлю хотдогами Виолетта Летта начала в декабре прошлого года. К тому моменту уже работало 10 собственных точек Хотдожна в Одессе. Как раз в начале февраля 2022 года было продано две первые франшизы в Киеве и Львове и согласно планам до конца года должно быть уже полсотни заведений. Но начало активных боевых действий не дало реализовать все проекты. Поэтому было принято решение развиваться и в Польше. Перед выездом за границу Летта выплатила всем сотрудникам заработную плату. Полуподвальное помещение на 150 кв. м, где находится офис и заготовительный цех, работники использовали как укрытие, потому что первые две недели Одесса ждала высадку вражеского десанта. Когда через три недели ничего не изменилось, начали работать в привычном режиме. Были трудности с поставщиками, в том числе продуктов, а также резкий скачок цен буквально на все в результате удорожания логистики.

Чтобы удержать бизнес, в компании оптимизировали все, что возможно, в частности, уменьшили зарплаты персонала на 20%. Одна из точек пострадала от последствий ракетного удара неподалеку, потому ее временно закрыли.

Однако даже сейчас в Киеве и Львове есть интерес к покупке франшизы Хотдожна, и поэтому в компании делают ставку именно на развитие по этой модели. Но сначала только в Украине и только потом – в соседней Польше и дальше в Европе.

Выход за пределы страны

В настоящее время происходит регистрация всех необходимых документов, включая товарный знак Хотдожна и Truckttoria. «Но я вижу возможность первых открытий по франшизе только после того, как сама попробую и буду обладать соответствующим опытом», — говорит Виолетта Летта. По ее словам, запуск первой точки в Кракове будет через месяц-полтора, еще около трех месяцев пойдет на понимание местного потребителя и местных продуктов, размера среднего чека и правил налогообложения, и только тогда можно будет говорить о полноценном запуске франшизы. Потому что, как показывает опыт, работающая в Украине финансовая модель не работает в Польше.

«Кстати, в Польше ты не имеешь права продавать франшизу, пока сам не проработал здесь один год», — добавляет Летта. Тем самым власть страхуется от нечестного предпринимательства, хотя при желании эти ограничения тоже можно обойти. «Такие примеры уже есть», – говорит Мирослава Козачук.

У Андрея Галицкого уже есть негативный опыт самостоятельного выхода на польский рынок, поэтому он организует свой бизнес с местными партнерами, которые работают здесь много лет. И только потом речь может идти о продаже франшизы на польском рынке. «Если модель будет успешна, то мы не будем ждать год, а сразу начнем формировать предложение, в том числе тем, кто переехал в Польшу и планирует открыть свой бизнес», — объясняет Галицкий.

Кстати, после знаменитого визита Анджелины Джоли сеть заведений Lviv Croissants стала в Украине настоящей love mark. Выручка этой пекарни до сих пор больше на 20-25%, чем было до этого. Владелец сети Андрей Галицкий надеется, что после визита Джоли Lviv Croissants будет проще закрепиться на польском рынке. Напомним, впервые в Польшу сеть вышла в 2018-м, но через год закрыла неприбыльное заведение: ошиблись с выбором локации и ассортиментом.

Благоприятное время

Во время войны поляки существенно упростили правила открытия бизнеса украинцами. Так, достаточно получить личный код и даже по украинскому паспорту можно стать предпринимателем. Более того, два таких предпринимателя могут объединить усилия в так называемом «спілка цивільна» и быть партнерами с общим счетом (но это не будет юрлицо). Следует также помнить, что здесь даже для стрит-ритейла существует практика внесения депозита в размере 3-4-месячной платы за аренду помещения. В Украине это практикуют только в торговых центрах.

Дополнительным преимуществом польского рынка является территориальная близость. Поэтому, имея современное производство во Львове, на создание которого ушло три года и миллионы гривен, Lviv Croissants планируют завозить свою продукцию, а не организовывать все на месте.

Но не только за границей сейчас благоприятное время для развития франшизы. По словам Андрея Галицкого, сейчас в западных областях Украины, например, в Закарпатье, выторги сети выросли втрое за счет тех, кто переехал в более безопасные места. Но и в столице примерно с десяток партнеров ищут подходящие локации для новых заведений. Потому что именно сейчас самое подходящее время для аренды или приобретения хороших помещений за адекватные деньги.

Франшиза как инструмент для уменьшения риска потери инвестиций подходит для этого как нельзя лучше. Конечно, после победы наибольшим спросом будут пользоваться проекты, которые требуют немного денег и гарантируют скорую отдачу. А также направленные на удовлетворение неотложных потребностей населения, то есть в сфере общественного питания, медицины, образования и т.д.

К тому же испытание войной окажется лучшим тестом на устойчивость и способность вести бизнес продающим франшизу. Очевидно, что останутся только самые лучшие модели. К примеру, сейчас в Польше хорошо развиваются проекты П’яна вишня, Хинкальня, а также парикмахерские Haircut Express («Экспресс-стрижка»). В Украине выделяют франшизы Нова пошта, Франс.уа и Сімейна пекарня и многие другие.

Читайте также —

Коммуникации ритейла во время войны. Принципы и кейсы Comfy


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка