Экологическая революция в ритейле: Украина «за» или «против»?
Юлия Граждиан, менеджер по продажам в странах Евросоюза ведущего украинского производителя холодильного оборудования – компании Айсберг – о том, как глобальные экологические инициативы совсем скоро повлияют на расходы украинского ритейла.
Читайте українською
С 1 января 1989 года вступил в силу Монреальский протокол, запрещающий использование так называемых «озоноразрушающих» веществ. В частности, протокол запрещает импорт и экспорт этих веществ и оборудования, в котором они содержатся. Это привело к вводу в обращение альтернативных хладагентов. В 2017 году была принята Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу о постепенном сокращении озоноразрушающих хладагентов, а в 2018 году Европейский Парламент ратифицировал правила сокращения выброса углекислого газа. Эту поправку должны привести в действие все страны, подписавшие Монреальский протокол и Венскую конвенцию. Украина является стороной данных соглашений и обязуется постепенно отказаться от «вредных» хладагентов, снизив объем их использования до 2035 года на 85% от уровня их использования 2019 года.
Инициатива правильная и полезная, но реализация данной задумки оказалась не на высоте. Почему принятие изменений в законодательство в том виде, в каком они поданы в Верховную Раду, опасно для украинского бизнеса, RAU рассказала Юлия Граждиан, менеджер по продажам в странах Евросоюза ведущего украинского производителя холодильного оборудования – компании Айсберг.
— В чем суть рассматриваемого в Верховной Раде законопроекта. Что именно он меняет?
— В Украине основными хладагентами являются так называемые ГФУ (гидрофторуглероды), и именно от них постепенно отказываются европейские страны. В случае принятия законопроекта откажемся и мы. Почему? Ответ прост — данные типы фреонов выбрасывают в атмосферу большое количество углекислого газа и способствуют глобальному потеплению. Постепенный отказ влечет за собой ввод государством квот для импортеров ГФУ хладагентов, создание реестра «операторов контролируемых веществ», маркировку соответствующего оборудования, сертификацию специалистов. Данный законопроект основывается на решениях Монреальского протокола и Венской конвенции «Об охране озонового слоя».
— Если законопроект будет принят в нынешнем виде, что изменится для производителей оборудования и ритейлеров?
— Прежде всего, импорт привычных и в основном используемых в Украине фреонов R404, R507 для холодильного оборудования и других веществ (озоноразрушающие и фторированные), будет регулироваться государством. Компании, использующие данные вещества или оборудование, в котором они содержаться, обязаны получить статус «оператора контролируемых веществ» и зарегистрироваться. Только таким образом можно будет получить квоту на ГФУ хладагенты.
Это значит, что ритейлерам постепенно придется заменить холодильное оборудование, системы охлаждения и кондиционирования на новые, функционирующие на экологических хладагентах.
Производителям также придется перестраиваться. Экспортируя в страны ЕС, мы уже научились использовать экологические хладагенты. Это вносит свои коррективы: другая конструкция испарителя, диаметр и толщина труб, система охлаждения и рабочее давление. По мере перехода ЕС на новые типы хладагентов, оборудование, работающее на фактически запрещенных хладагентах, будет со временем сниматься с производства. Таким образом, законодательство, импорт и экспорт формируют всю конъюнктуру для перемен.
— В чем опасность используемых сейчас хладагентов, не преувеличивают ли угрозы авторы законопроекта?
— Есть несколько показателей, определяющих вредное воздействие веществ на озоновый слой и глобальное потепление. И если от озоноразрушающих веществ отказались ранее, то влияние фторсодержащих парниковых газов остается высоким. Если не начать его регулирование и постепенное сокращение в ближайшие 10-15 лет на 70-85%, то по расчетам специалистов, вскоре это приведет к повышению температуры на несколько градусов, а вместе с этим и к необратимым климатическим изменениям.
Для понимания ситуации приведу следующую информацию: в ЕС уровень безопасной эмиссии диоксида углерода на душу населения равен 1,1 тонне/год. В реальности, эмиссия равна 7,3 тонн/год. Если говорить о фреоне, то утечка 1 кг R404 равна эмиссии 4 тонн CO2. Как видите, это достаточно высокие показатели.
— Речь идет о полном запрете озоноразрушающих хладагентов, или о запрете производства нового оборудования? То есть придется ли заменять всю уже установленную технику?
— Законодательство обозначает озоноразрушающие и ГФУ хладагенты как «контролируемые вещества». Их производство в Украине запрещено, а импорт будет регулироваться государством. Также государство должно составить график постепенного отказа от данных веществ и их распределения по национальным квотам.
Постепенно, конечно, придется заменять технику. Производство техники на этих хладагентах также будет заметно сокращаться.
Этот процесс, если его проводить грамотно и своевременно, не станет шоковой терапией для производителей, ритейлеров, сервисных компаний. Но всем придется потрудиться. Ритейлерам предстоят глобальные реновации торговых объектов по части холода и, возможно, кондиционирования. Производителям – внедрение новых стандартов и комплектации оборудования, обучение специалистов, пересмотр системы ценообразования. С каждым годом обслуживание и заправка систем на «контролируемых веществах» будет дорожать, поскольку стоимость 1 кг этих фреонов будет заметно увеличиваться.
— Есть ли в Украине компании, которые уже используют оборудование и хладагенты, отвечающие требованиям нового закона?
— Конечно. Если производитель экспортирует оборудование в страны ЕС, то он непременно внедряет новые стандарты. Еще три года назад мы сделали первый проект на экологическом СО2 для европейского Carrefour. На данном этапе мы экспортируем оборудование для европейских клиентов, которое работает на эко-фреонах. Таким образом, мы успешно адаптировались под новые тенденции и продолжаем совершенствоваться. Относительно украинского ритейла, эти тенденции только начинают свое развитие. И мы готовы в этом помочь!
— По вашим оценкам, сколько денег придется потратить торговым сетям на выполнение требований нового закона? И сколько это займет времени?
— Естественно, реновации каждого торгового объекта для ритейлеров обойдутся недешево. Сложно сказать, сколько конкретно это будет стоить: зависит от площади магазина, хладагента и системы охлаждения, выбранного типа оборудования.
По закону, государственный уполномоченный орган должен установить график перехода на экохладагенты. В соответствии с Кигалийской поправкой – это сокращение около 10% в год вплоть до 2035 года.
— Насколько ритейлеры и производители оборудования готовы к принятию подобных требований? Насколько их внедрение оправданно и своевременно?
— В этих требованиях нет чего-либо сверхъестественного, кроме финансовых затрат. И вопрос затрат, в первую очередь, касается ритейлеров. Что же касается производителей, то компании, экспортирующие оборудование в страны ЕС, четко понимают, что им нужно изменить и доработать.
Относительно своевременности: чем раньше мы приступим, тем легче и безболезненнее будет переход.
Европейские страны ратифицировали «Кигалийскую поправку» и начали выполнение всех требований еще с 2015 года. Невыполнение требований государствами-участниками Монреальского протокола влечет за собой разного рода санкции. В любом случае, мы будем обязаны выполнить то же самое и не стоит ждать официальных законов, лучше постепенно начинать трансформацию. Она неминуема.
— Реально ли уложиться с заменой оборудования в предусмотренный проектом закона срок – до 2021 года?
— Вот здесь очень важный момент. Данный пункт законопроекта звучит следующим образом: «С 1 января 2021 года размещение на рынке первичных озоноразрушающих веществ запрещено». Проблема в том, что многие под словом «озоноразрушающий» понимают все используемые на данный момент хладагенты. Собственно, это и есть основное заблуждение.
Для ясности объясню принципиальную разницу между озоноразрушающими и фторированными хладагентами: только хладагенты, содержащие молекулу хлора, обладают озоноразрушающим воздействием, то есть они относятся к группе Ozon Depletion Potential: это R12, R22. Их уже давно не используют в коммерческих холодильных установках, поскольку Монреальский протокол ввел сокращение их использования еще 30 лет назад и к 2010 году их фактически перестали использовать в большинстве стран.
Популярные в Украине фреоны R134, R404, R507 не содержат молекулу хлора и, соответственно, не являются озоноразрушающими. По данному показателю их коэффициент равен нулю.
Эти фреоны относятся к другой категории — ГФУ (гидрофторуглероды). То есть их выброс в атмосферу обладает ярко выраженным парниковым эффектом, они существенно влияют на глобальное потепление и степень их воздействия оценивается по показателю Global Warming Potential. В законодательстве они обозначаются как фторированные парниковые газы.
Поэтому закон не предусматривает полную замену оборудования до 2021 года, если оно функционирует на ГФУ хладагентах.
Процедура и сроки перехода должны определится уполномоченным органом исполнительной власти. Это означает поэтапное сокращение использования фторированных парниковых газов до 2035 года. Хотя в проекте закона 2035 год не указан, этот примерный срок определен Кигалийской поправкой.
— Предусмотрены ли штрафные санкции за дальнейшее использование озоноразрушающих хладагентов? Кто будет контролировать этот вопрос, и кто будет штрафовать торговые сети и производителей?
— Основные штрафные санкции относятся к нарушению правил недопущения и предотвращения утечки и выброса озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов. Они предусматривают штраф должностных лиц от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан (1700-3400 грн). Утечка хладагента, попадающего под категорию «контролированного вещества», должна быть устранена не позднее 14 дней с момента ее возникновения.
Для разных систем установлены разные сроки проверки на герметичность: если мы говорим о ритейле, а это ГФУ хладагенты, то не реже одного раза в 24, 12 или 3 месяца, в зависимости от количества тонн в эквиваленте СО2. При обнаружении утечки и ее устранения, оборудование проверяется в течении месяца после ремонта. Относительно контроля – это будет уполномоченный государственный орган исполнительной власти, имеющий право осуществлять проверки в любое время и доступ к документам и оборудованию.
— Айсберг экспортирует свое оборудование в 30 стран мира. Есть ли подобные проблемы за рубежом, как их решают?
— В странах ЕС с 2015 года ритейлеры используют эко-хладагенты. Арабские страны, пост-советские страны, в основном, используют аналогичные с нашими хладагенты, хотя некоторые страны Персидского Залива присоединились к эко-тенденции. Те страны, которые ратифицировали на уровне парламента переход от ГФУ хладагентов к экологическим, естественно, приступили к глобальным реновациям. Проблемы, как правило, носят затратный характер – с одной стороны это затраты на реновацию, с другой – увеличение стоимости обслуживания систем на выводящихся из оборота хладагентах.
— Как часто такие вопросы поднимаются в разных частях света? Где требования жестче, а где – мягче?
— Пожалуй, «впереди планеты всей» страны ЕС и Исландия, Норвегия, Швейцария, а также Япония.
— Какие есть экологичные хладагенты, используемые за рубежом, в чем их особенности?
— Если мы говорим о промышленном холоде, то самым популярным хладагентом был и остается аммиак R717. Он считается эко-хладагентом, хотя токсичен и взрывоопасен. В то же время, появились новые системы, работающие на транскритическом СО2.
Основные изменения касаются кондиционеров и коммерческого холодильного оборудования. Компании-производители хладагентов активно ищут замену R410, используемому в системах кондиционирования. Что же касается холодильного оборудования для ритейла, самые эффективные — системы на СО2 (R744). Зачастую ритейлеров пугают высокие рабочие давления систем СО2, но это напрасно, поскольку в них продумана система безопасности и контроля давления, мониторинг. К тому же, эти системы стремительно развиваются и совершенствуются благодаря своей популярности и высокому спросу.
— Насколько вам, как производителю международного уровня, сложно приспосабливаться к таким изменчивым условиям?
— Первым проектом на СО2 был остров гастрономических витрин для европейского дивизиона Carrefour. Это был первый раз, когда отправили на экспорт технику на новом для нас хладагенте. Предварительно были консультации и обучение у профильных специалистов для четкого понимания различий в конструктиве и рабочих давлениях. Далее мы освоили олефины, но с ними проще, в конструктиве отличается только ТРВ.
Сложности, с которыми мы сталкиваемся, скорее относятся к закупке комплектации. Части холодильного оборудования, предназначенные для эко-хладагентов, привозятся только под заказ, их нет на складе в Украине, потому как тут они совершенно не популярны.
Таким образом, срок производства оборудования заметно увеличивается. То же самое касается самих хладагентов – эко-фреоны R448, R449 в Украину на данный момент не импортируются, а это значит, что для оборудования со встроенным агрегатом приходится предлагать клиенту альтернативу.
— Использование разных или замена по требованию государства используемого хладагента требует внесения значительных изменений в конструкцию оборудования? Насколько растет, и растет ли вообще, цена техники, сопутствующие расходы производителя и ритейлера?
— Для разных систем охлаждения и оборудования предполагается разная конструкция. Системы СО2 на старте стоят достаточно дорого. Точно дороже систем с привычными для нас хладагентами. Но у них есть свои плюсы: 1 кг СО2 порядка 12 раз дешевле 1 кг олефина, то есть обслуживание системы будет значительно экономичней.
Второй момент – с учетом широкого применения и растущей конкуренции, где появляется все больше разных решений для СО2, стоимость постепенно понижается.
— Давайте пофантазируем. Если бы проект закона писали вы, то на что в первую очередь обратили бы внимание, какие ключевые тезисы оставили, а какие – отложили или вообще исключили из текста документа?
— В целом, этот проект основан на решениях Монреальского протокола. В нем присутствуют все требования, которые Украина подписала как сторона данного протокола и Венской Конвенции.
Я бы хотела, чтобы наша страна не доводила себя до критического состояния, отложив этот переход на срок, в который это будет физически невозможно выполнить. У нас есть примерно 15 лет, и это достаточный срок для спокойного и поэтапного отказа.
Мне понятны требования государства по отношению к так называемым «операторам контролированных веществ», то есть к ритейлерам как потребителям, к нам как производителям, к импортерам, но я не увидела в этом законопроекте четкой программы поддержки со стороны государства – специальные кредитные линии, возможно гранты, схемы возмещения за выведение ГФУ хладагентов и т.д. Ведь по сути, это национальная задача!
С каждым днем по всему миру тенденции отказа от вредных веществ, поиск альтернатив, путей улучшить экологию становятся самыми актуальными, и речь не только о хладагентах. Мы начинаем сортировать мусор, перерабатывать отходы, производить эко-продукцию, правильно питаться и многое другое. Ведь то состояние, в котором находится наша планета сегодня, приведет ее к катастрофическим последствиям. Это есть уровень сознательности и долг каждого из нас. Пожалуй, эко-революция, это тест на сознательность для Украины. Пройдем ли мы его, время покажет.
Читайте также —
Олег Антоненко, Айсберг: Бизнес делают не компьютеры, бизнес делают люди