Дефицит и затоваривание: с какими сложностями сталкивается мировой ритейл и как их можно решить
Карантинные ограничения из-за COVID вызвали массовый дефицит товаров, заставив ритейлеров затоваривать склады. Но после снятия ограничений война в Украине привела к появлению миллионов беженцев, произошло подорожание энергоносителей и остались карантинные ограничения в Китае – крупнейшей стране-поставщике товаров. Ритейлеры должны были приспосабливаться к новой реальности.
Как отмечают в совем отчете «Inventory Distortion – The Good, the Bad, the Ugly» специалисты консалтинговой компании IHL Group, искажение и несоответствие товарных запасов во всем мире — это серьезная проблема, вызывающая значительные финансовые потери и операционные проблемы у ритейлеров. Под искажением эксперты компании IHL Group рассматривают отсутствие товара на складе, когда покупатель не может приобрести то, за чем пришел, а также проблемы с точки зрения продавца, когда чрезмерные запасы ритейлеров вынуждены распродавать со значительными скидками или в дополнение к другим товарам.
В частности, в 2023 году общая стоимость искажения запасов прогнозируется на уровне $1,77 трлн, что больше всего ВВП, генерируемого ритейлом всех латиноамериканских стран. Правда, эта цифра на $172 млрд долларов меньше, чем в 2022 году, что соответствует годовой выручке Home Depot’s. При этом собственно отсутствие запасов будет стоить $1,2 трлн, а излишки – $562 млрд. Ритейлеры уже добились определенных успехов в способах оптимизации запасов, однако еще остается много проблем.
Главные проблемы
Есть много причин искажения запасов, но проблемы с поставщиками остаются основной причиной отсутствия или излишка запасов. Влияние этого фактора оценивается в $418 млрд в 2023 году, что значительно меньше прошлогодних оценок (на $174 млрд). На втором месте оказались кадровые проблемы, в том числе отсутствие обучения персонала и доверия к системам, на которые приходится еще $291 млрд. Проблемы с внутренними процессами стоят ритейлерам $239,1 млрд, а плохие системы данных создают еще $173,4 млрд. Существенный влияние также оказывают кражи – как со стороны сотрудников торговых сетей ($175 млрд), так и со стороны потребителей ($203 млрд), что составляет в общей сложности $378 млрд. Хотя проблемы карантинных ограничений отошли на последнее место, они все еще имеют место быть и оцениваются в $67, 4 млрд.
Региональные отличия
Ситуация улучшалась по всему миру, но есть региональные отличия. В частности, в странах Северной Америки ритейлеры смогли сократить избыточные запасы на 21,6%, в первую очередь из-за устранения хаоса в цепочке поставок и повышения производительности систем. Однако убытки от нехватки товаров увеличились на 17,7%, в основном из-за резкого роста организованной розничной преступности. Что и обусловило незначительное сокращение общего показателя затрат всего на 1,6%.
В странах Европы и в целом по региону EMEA, искажение товарных запасов уменьшилось на 10,0% по сравнению с 2022 годом. По мере того, как ритейлеры приспосабливались к новым реалиям демографического шока из-за миллионов беженцев из зон конфликтов, они начали нормализовать уровни запасов. Эти цифры также указывают на то, что инвестиции в IT-системы этих компаний дают положительный эффект.
Если в предыдущее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион показывал двузначные цифры увеличения потребления, в основном из-за роста среднего класса и изменения структуры потребительских расходов. Но после строгого карантина продажи восстанавливались очень вяло, что позволило сократить дефицит на 4,1% и снизить излишки на 25,9%. Сбои в цепочках поставок и несбалансированность спроса на основные и необязательные продукты привели к некоторому урегулированию. Можно сказать, что в момент замедления экономического роста стала более устойчивой цепочка поставок. И это хорошие новости.
Положительные изменения
Практически во всем мире наблюдается улучшение в среднем на 8,9%. Одним из ключевых направлений есть сокращение избыточных запасов (на 23,1%). Радикальный шок для мировой экономики от российского вторжения в Украину в 2022 году обнаружил, что многие ритейлеры, запасшиеся товарами для покупок «после пандемии», имели на складах неправильные товары для более жесткого режима потребления и более высоких цен на энергию. Но им удалось достаточно быстро стать более эффективными в управлении уровнем своих запасов и избегать чрезмерных запасов в 2023 году. В этом наибольших успехов добились так называемые GMS retailers (универмаги, продавцы одежды, спорттоваров и т.п.), улучшившие показатели решения проблем с поставщиками (-27,9%) и планированием закупок (-24%). В этом им помогли технологии унифицированной коммерции наряду с усовершенствованными решениями по прогнозированию спроса.
Позитивные результаты в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки с улучшением от 3,9% до 4,3% указывают на то, что ритейлеры добиваются успехов в обеспечении доступности товаров для своих клиентов без увеличения запасов. Среди ключевых решений есть ПО для отслеживания запасов с RFID-метками (позволяет многократно пересчитывать запасы на уровне магазина вместо одного или двух раз в год) и автоматизированный заказ по большему количеству категорий, что позволило увеличить продажи на 3-9%.
Проблемные сферы
Несмотря на прогресс, пустые полки остаются крупнейшим компонентом искажения товарных запасов с расходами в размере $707,4 млрд. Кроме краж (+$30 млрд), большой проблемой для рынка Северной Америки является нехватка опытных работников, которые могли бы помочь покупателю, или плохое обучение персонала (+$17,7 млрд). Северная Америка здесь лидер, отвечая за 80% всех проблем в этой сфере. Ритейлерам по-прежнему сложно делать больше с меньшими затратами.
Также проблемы с ценообразованием продолжают приводить к потере продаж. В то время как везде происходит быстрое внедрение электронных ценников, нехватка рабочей силы привела к потере продаж почти на $84 млрд из-за несоответствия цен рекламным объявлениям или разным ценам на сайте и в магазине.
Настоящие вызовы
Росту преступности в Северной Америке, особенно в крупных городах Калифорнии, Орегона, Вашингтона и Нью-Йорка, способствует тот факт, что в некоторых из этих городов кражи на сумму менее $900 не преследуются должным образом. В результате владельцы некоторых магазинов теряют до 10% продаж. То есть если компания имеет в среднем 25% валовой прибыли и 5% чистой прибыли на единицу товара, ей понадобится 15 дополнительных продаж, чтобы компенсировать потерянное. Таким образом, блокировка товара (например в специальных шкафах) и потеря покупателей из-за того, что товар не доступен просто так, получается выгоднее, чем одна украденная единица товара. Это уже привело к перетеканию розничной торговли в более безопасные места.
Усугубляет проблему ситуация, когда клиент «не может найти никого, кто мог бы помочь» найти нужный товар. Этот фактор повлиял на ухудшение ситуации на 36,3% в Северной Америке ($10,6 млрд) и на 10% по всему миру ($15,7 млрд). Количество случаев, когда даже с помощью персонала товар так и не был найден, увеличилось на 17,6% в Северной Америке (1,4% по всему миру или на $2,1 млрд). Это ситуация, когда помощь доступна, но видимость запасов, надежность системы и обучение сотрудников оказались на низком уровне.
Учитывая увеличение стоимости труда и нехватку персонала, сети могут удовлетворить потребности потребителей, критически оценив доступность рабочей силы и систем для оптимизации того, где используется рабочая сила, развертывая системы и процессы для улучшения работы.
Возможные пути решения проблем
Возможно, важнейшая часть сокращения искажений инвентаризации – получение точных данных и единой версии правды. Например, с помощью микросервисов, построенных на основе API и технологии потоковой передачи данных, обеспечить интеграцию со всеми источниками запасов, платформами и решениями.
Эксперты IHL прогнозируют, что к 2029 году ритейлеры смогут увеличить свою нынешнюю валовую прибыль на 25% и более, используя искусственный интеллект. Один из способов – это улучшенное прогнозирование спроса, потому что традиционные методы прогнозирования часто полагаются на исторические данные и ручной анализ, которые не застрахованы от ошибок и не могут фиксировать изменения в поведении клиентов в реальном времени. Вместо этого алгоритмы ИИ могут анализировать данные о продажах, тенденциях поведения клиентов, социальных сетях и внешних факторах, таких как погода и общественные события. Выявляя закономерности и корреляции, ИИ может генерировать более точные прогнозы спроса.
А системы оптимизации запасов с учетом искусственного интеллекта могут помочь ритейлерам оптимизировать свои цепочки поставок, анализируя время выполнения заказа, производительность поставщиков, транспортные расходы и колебания спроса для определения оптимальных графиков пополнения запасов. Кроме того, технологии на основе ИИ, такие как компьютерное зрение и RFID позволяют отслеживать и контролировать уровень запасов в режиме реального времени. Алгоритмы могут повысить точность инвентаризации, выявляя несоответствия или аномалии, которые могут указывать на ошибки при вводе данных.