Владислав Чечеткин, Rozetka: Мы сейчас на 100% одни на рынке, хотя клиентов и стало меньше, а рисков больше
Совладелец Rozetka Владислав Чечеткин рассказал о ситуации на рынке электронной коммерции и конкуренции, а также поделился своими взглядами по работе в 2023-м.
10-11 января прошла ежегодная конференция Ukraine Economic Outlook. В ее рамках старший экономист Ukraine Economic Outlook Михаил Кухар пообщался с совладельцем Rozetka Владиславом Чечеткиным об ушедшем 2022 годе, опыте кризисного менеджмента, а также о планах и прогнозах на 2023 год. Издание Vector опубликовало основные тезисы этой беседы.
О начале войны и помощи
Я не верил в большую войну, но мы готовились. Уверен, частично из-за этого смогли выжить, а сейчас достаточно конкурентные и активные. 24 февраля было полной неожиданностью. Нам повезло, что ракета не попала в склады. Первые дни вместо продаж занимались раздачей гуманитарной помощи и обеспечением ВСУ, терробороны и просто сограждан, оказавшихся в сверхсложном положении.
У нас был довольно простой выбор: либо все сгорит, либо решисты дойдут до наших складов и разграбят, либо мы этим поможем нашим людям защищать наше достояние. Потому не слишком считали расходы.
О возобновлении работы
В апреле Киевская область уже была свободна от врага, вернулась логистика – машины начали ездить на запад и на юг страны. Это позволило возобновить операции и теперь все не так плохо, как могло быть. Если сравнивать с довоенным периодом, то в гривне мы догнали, а в чем-то и перегнали показатели 2021 года.
Нас спасли ВСУ и, как бы это ни звучало, COVID-19. Украина научилась работать отдаленно. Поэтому значительное количество бизнесов все еще существует. Женщины, к примеру, могут организовать бизнес в Польше. Мужчины или целые семьи, которые смогли уехать из прифронтовых регионов, смогли восстановить часть своего бизнеса.
До войны мы готовили пожарные отряды, а затем бомбоубежища. Одно укрытие уже было, еще два достроили. В конце весны и начале лета начали покупать Starlink и генераторы. Все это позволило нам существовать, расширять операции, отстраивать магазины и открывать новые.
О ситуации на рынке
Мы сейчас на 100% одни на рынке. Никто другой ни из Польши, ни из Америки, ни из Китая нам не будет мешать и не будет отнимать клиентов. Да, люди обеднели, их стало меньше, рисков стало больше, но конкуренции нет. Сейчас очень хорошее время действовать: маржа есть, спрос есть, потому что те же военные и бюджетники получают деньги.
Несмотря на падение экономики и неопределенность, снижение конкуренции в разы в большинстве сфер дает большую возможность начинающим бизнес или тем, кто устоял и имеет силы двигаться дальше.
Электронная коммерция не выросла. Она обычно берет удобством и шириной ассортимента, который нужен людям, когда в стране все хорошо. Пока всем надо удовлетворять свои самые горячие потребности с наименьшим отклонением, за минимальные деньги и максимальным действием. Поэтому, во-первых, выиграют бренды, к которым есть доверие. Во-вторых, это не время для экспериментов.
С другой стороны электронная коммерция сейчас – квинтэссенция предпринимательства. Маркетплейс Rozetka это доказывает увеличением некоторых показателей на двузначные цифры из года в год. К примеру, кто первым ответил на вопросы с генераторами — маркеплейс. Также первыми ответили на запрос с тактической медициной и одеждой и этот список можно продолжать.
О планах на 2023 год
Не будем развиваться так быстро, как в 2021 году. Мы зашли в большую войну в самом плохом состоянии, которое могло быть. Очень многое инвестировали в 2021-м и рассчитывали на рост.
Мы разогнались, а впереди стена. В нее и въехали полным ходом.
Следует оставаться умеренным и рассчитывать на худший сценарий. Большинство наших магазинов работало автономно уже к декабрю. А в последнем месяце года таковыми стали все. Это позволило нам не только работать, но и помогать людям.
Сначала мы покупали Starlink, ставили генераторы, покупали какие-то снеки и делали запасы питьевой воды, а через несколько месяцев узнали, что это называется «Пункты несокрушимости».
Помимо помощи согражданам такой подход важен и для нашего HR-бренда. Люди сейчас ищут надежного партнера, поставщика, продавца. Нужно понимать, что война наконец закончится, а те, кого вы сейчас подведете, все вспомнят.