Будущее ритейла: самые интересные технологии 2016 года
Виртуальная и дополненная реальность, робототехника, искусственный интеллект и распознавание изображений, а также технология 3D и интернет вещей – какие технологии ритейл использует уже сейчас и что будет популярно в ближайшем будущем.
Уходящий год, несмотря на кризис, запомнится нам яркими событиями и новыми технологиями, которые прочно входят в нашу повседневную жизнь. Подводя итоги года, мы вспоминаем самые яркие решения, которые перевернули наши представления о современном бизнесе.
VR и AR
Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR) завоевывают мир. Крупнейшие корпорации, такие как Alibaba, eBay и HTC, запускают магазины виртуальной реальности. Apple запатентовала шлем и ведет разработку VR-очков.
Ритейлеры активно запускают виртуальные примерочные, надеясь привлечь новых покупателей.
Одни эксперты говорят, что виртуальная реальность вскоре перенесет нас в новое розничное измерение, и называют интеграцию оффлайн-магазинов с цифровыми технологиями следующим этапом развития ритейла. Другие настроены более скептически. По их мнению, использование подобных решений больше привлекает внимание, чем является жизнеспособной идеей для реализации в магазине. Кроме того, запуск смарт-зеркальных примерочных, интерактивных экранов и других технологий довольно дорогостоящий и трудоемкий процесс.
В любом случае, развитие VR и AR в уходящем году — это только начало.
Технология 3D
3D-технологии в скором времени перестанут быть чем-то уникальным и будут такими же привычными, как смартфоны или компьютеры. Уже сейчас на 3D-принтерах печатают еду, одежду, обувь, спортивное снаряжение, автомобильные детали, музыкальные инструменты и даже здания.
Например, в Дубае с помощью технологии 3D-печати создали настоящий офис. Площадь одноэтажного здания составляет порядка 250 кв. м. Там есть все необходимое: электричество, телекоммуникации, водоснабжение, система кондиционирования воздуха. Построили офис с помощью гигантского принтера всего за 17 дней. Расположился в здании офис Дубайского фонда будущего.
3D-технологии незаменимы в бизнесе. Крупнейшие компании, в числе которых Carrefour, Gap, Guess, Columbia Sportswear, Benetton, s.Oliver, применяют 3D-проектирование в ритейле. Технологию используют для оптимального размещения товаров на полках, мерчандайзинга, составления стратегии по работе с ассортиментом в магазине. Еще одно направление — влияние на покупателя, прогнозирование его поведения для увеличения продаж.
Искусственный интеллект и распознавание изображений
Искусственный интеллект уже здесь. Активнее всего эта технология используется в сфере интернет-поиска, помогая формировать выдачу поисковику Google и обрабатывать запросы голосовому помощнику Siri. ИИ становится совершеннее с каждым днем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на данную технологию все чаще обращают внимание онлайн-ритейлеры. Наиболее инновационные из таких компаний уже экспериментируют с использованием искусственного интеллекта. А вот онлайн-ритейлеры, которые игнорируют ИИ, скорее всего, будут играть с ними в догонялки в течение многих лет. Но на данном этапе главный вопрос заключается в том, как именно новая технология меняет розничную торговлю в сети.
Глубокое обучение является прекрасным примером использования ИИ в сегменте онлайн-ритейла в целом и при продвижении интернет-магазинов в частности. Данный подход уже сейчас активно применяется при распознавании изображений. Так, этим летом социальный фотохостинг Pinterest анонсировал запуск инструмента для поиска вещей на фотографиях, которые потом можно будет заказать в том или ином интернет-магазине. Эта технология позволяет, к примеру, сделать фото понравившейся куртки на прохожем и найти интернет-магазин, предлагающий купить такой продукт.
Распознавание изображений с помощью ИИ позволяет не только находить приглянувшиеся товары, но и оплачивать покупки.
К примеру, платежная система Mastercard запустила в Европе новый механизм подтверждения платежей, благодаря которому санкционировать оплату покупок можно с помощью селфи.
Интернет вещей
Согласно прогнозам аналитиков, к 2020 году к интернету будет подключено 26 млрд «вещей». Всё — от бытовой техники до строительного оборудования, от автомобилей до зданий — будет передавать данные и «общаться» с другими объектами или людьми. А это значит, что всё будет доступно к непрерывному измерению и записи данных.
Рынок интернета вещей открыт, востребован и очень перспективен. Так, корпорация Intel сменила стратегию, на смену ПК пришли дата-центры и интернет вещей.
Уже сейчас компании предлагают приборы для поддержания микроклимата, имплантируемые микрочипы, smart-счетчики и «умные» зеркала, сервисы геолокации сотрудников и грузов, системы «умный дом» и облачные платформы для разработчиков.
Робототехника
Робототехника развивается стремительно. Корпорация IBM разработала робота-адвоката, Amazon начала использовать роботов для работы на складах и благодаря этому сократила оперативные расходы на 20%. Auchan запустит в гипермаркетах роботов, которые будут помогать покупателям переносить их покупки. А Adidas использует роботов для шитья кроссовок.
Американская компания розничной торговли Lowe’s, владеющая сетью магазинов по продаже товаров для улучшения жилища, разрабатывает робота для службы поддержки OSHbot, который может общаться с клиентами на нескольких языках и помогать покупателям в поиске необходимых товаров. Ритейлер уже проводит тестирования роботов в своих магазинах.
Компания Best Buy с 2015 года внедряет роботов для замены ими работников магазинов. Робот «Chloe» выдает товары клиентам, которые они заказывали через сенсорные киоски.
Еще один яркий представитель — человекоподобный робот Pepper, разработанный компанией Softbank Robotics. Pepper оснащен искусственным интеллектом и умеет распознавать эмоции собеседников. Робот также может эффективно справляется с работой консультанта в розничных магазинах или банковских центрах обслуживания клиентов. Его основным преимуществом является способность взаимодействовать с людьми. В магазине робот Pepper может привлекать клиентов, посылать им сообщения, демонстрировать преимущества товаров, а при необходимости уведомлять продавцов. Pepper всегда знает, когда и как долго клиент находился в магазине, с каким количеством товаров он взаимодействовал, и какое настроение у него при этом было. Кроме того, робот может мягко и убедительно напоминать посетителям, о проходящих в магазине акциях.
По материалам: new-retail; retailer.ru; emagnat
Читайте также —
Впереди планеты всей: зачем и какие инновации внедряет McDonald’s