Будущее наступило: как передовые технологии меняют розничную торговлю
Магазины без кассиров, персонализация товаров и шопинг в метавселенной — читайте в обзоре RAU о передовых технологиях, которые уже ворвались в нашу жизнь и меняют до неузнаваемости традиционный ритейл.
От виртуальной примерки к виртуальному гардеробу
Виртуальная примерка вещей уже знакома многим покупателям со всего мира. Первопроходцем в этой сфере стал японский модный бренд Uniqlo еще в далеком 2012 году. Тогда ритейлер оборудовал примерочные в магазинах ЖК-экранами с дополненной реальностью, и покупатели могли примерять вещи из каталога прямо на своем отражении. Сейчас услугу по виртуальной примерке как в физических магазинах, так и в мобильном приложении предлагают целый ряд известных брендов, среди которых Nike, Adidas, Burberry, Zara, Gucci, а также крупнейший онлайн-ритейлер Amazon и другие.
Магическое зеркало Uniqlo, которое само переодевало посетителей
Иммерсивные технологии также использует бренд IKEA, предлагая своим клиентам в приложении услугу виртуального симулятора, который помогает увидеть как мебель или аксессуары ритейлера будут выглядеть в их доме.
Поскольку метавселенная продолжает завоевывать новые позиции и усиливать свое влияние на жизнь людей, цифровизация ритейла также выходит на новый уровень. По утверждению многих экспертов, уже через несколько лет виртуальный шопинг и цифровой гардероб будут настоящим мейнстримом, которым никого не удивишь. Приятно, что развивают этот тренд украинки Дарья Шаповашова и Наталья Моденова. Летом 2020 году основали маркетплейс цифровой одежды DressX, который сейчас считается крупнейшим в мире магазином цифровой одежды и стоит миллионы долларов.
Чуть больше чем за год основательницы DressX собрали на платформе более 1700 нарядов от полутора сотен дизайнеров и привлекли $3,3 млн венчурных инвестиций. Одежда, которая продается в этом магазине, существует только на экранах. Ее можно использовать для фото и видео в социальных сетях. Физического аналога такой одежды не существует.
В 2021 году у магазина также появилось приложение с дополненной реальностью. В нем примерить модные образы через камеру смартфона можно в режиме реального времени, а понравившиеся — приобрести и «получить». В ассортименте — фантастические наряды в стиле бала Met Gala и обычные футболки и свитшоты.
Магазины без кассиров
Amazon Go и Grabango в США, Zippin в Бразилии, Spar в Швейцарии, Zabka Nano в Польше и даже Auchan Pick up Point в Киеве — тренд на магазин без продавцов и кассиров, где клиент сам выбирает и оплачивает товар, уверенно распространяется по всему миру.
Первый офлайн магазин без касс и продавцов открыл онлайн-ритейлер Amazon Джефа Безоса. В 2018 году в американском городе Сиэтл открылся первый такой магазин под названием Amazon Go. Войти в него можно, просканировав на турникете QR-код в приложении Amazon. Особенность системы магазина заключается в том, что она с помощью камер и датчиков следит за тем, какие товары берет покупатель и заносит их в виртуальный чек. Уже на выходе набранная сумма списывается со счетов покупателей в автоматическом режиме.
В декабре 2021 года первый магазин без касс появился и в Украине — им стал Auchan Pick up Point на территории жилого комплекса Комфорт Таун в Киеве по адресу ул. Регенераторная, 4. Для того, чтобы попасть в автономный магазин, нужно иметь приложение Auchan. В нем покупатель получает QR-код, который является ключом к магазину. Далее клиент самостоятельно совершает покупки и расплачивается на кассе самообслуживания.
Технологии умных магазинов (второе название магазинов без кассиров) относится к рынку рынка IoT (интернет вещей), который по прогнозам экспертов, к 2025 году может пересечь планку в $94 млрд. Фактически, магазины без касс — это новый уровень касс самообслуживания, развитие которого частично ускорилось из-за пандемии и стремления людей соблюдать социальную дистанцию.
Повсеместная персонализация продуктов
Согласно аналитическим прогнозам Deloitte, предложение персонализированных продуктов или услуг может увеличить продажи компании на 10% и более. Даже если цена персонализированного продукта выше, чем у стандартных вариантов. Неудивительно, что технологии направленные на предложение персонализированных предложений клиенту, развиваются со сверхскоростью.
Например, услуга персонализации продукции Nike «Nike By You» стоит на 30-50% дороже, чем обычный выбор. Но это привело к увеличению количества повторных покупок для производителя обуви. А услуга «Nike Makers’ Experience» обеспечивает такую же персонализацию, но лично. В ней используются искусственный интеллект, дополненная реальность и проекция изображений, чтобы показать покупателям, как будет выглядеть их новая обувь в реальном времени. Затем обувь изготавливается на месте примерно за 90 минут.
Едва ли не главной предпосылкой развития тренда на персонализацию продуктов является развитие технологий быстрого производства, таких как 3D-печать. За последние 15 лет 3D-печать из дорогостоящего исследовательского инструмента превратилась в достижимый инструмент, который меняет не только производственную отрасль, но и розничную торговлю. 3D-печать позволяет компаниям предлагать практически бесконечное количество вариантов персонализации продукции.
Но персонализировать продукцию можно не только благодаря 3D-печати. Например, компания L’Oreal разработала бренд персонализированной краски для волос Color&Co. С помощью теста на цвет, клиенты бренда получают бесплатную 10-минутную видеоконсультацию, во время которой подбирают подходящий оттенок для своих волос, далее — набор с красителем доставляют им домой.
Маркетинг в метавселенной
Метавселенная — это виртуальная трехмерная симуляция, в которой люди могут взаимодействовать друг с другом через несколько платформ.
Американская исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на информационных технологиях, прогнозирует, что к 2026 году четверть людей в мире будут проводить минимум один час в сутки внутри метавселенных. Они начнут ходить в магазины, учиться, заниматься спортом, работать и отдыхать в цифровом мире.
Неудивительно, что ведущие бренды уже осознали безграничные маркетинговые возможности такого иммерсивного опыта, позволяющего значительно расширить взаимодействие с брендом и увеличить его узнаваемость.
Так, в ноябре прошлого года итальянский бренд Gucci создал собственную метавселенную Gucci Vault Land in The Sandbox, где пользователь может путешествовать и исследовать «Сад курьезов», разгадывать головоломки, восстанавливать винтажные вещи бренда, которые затем можно приобрести в формате NFT (уникальные цифровые активы без права передачи, которые являются предметом коллекционирования).
В эпоху Интернета 3.0 рекламодатели осознают бесконечные маркетинговые возможности этого иммерсивного опыта, что сделает его источником узнаваемости бренда и взаимодействия с ним.
Свою метавселенную имеет и мировой бренд Nike. Еще в 2021 году Nike создал собственный виртуальный мир Nikeland, разработчиком которого стала компания Roblox, выпустившая метавселенную на базе одноименной игровой платформы.
Nikeland создан наподобие действующей штаб-квартиры компании, где есть здания, стадионы и спортивные арены, на которых игроки смогут соревноваться в различных играх. Здесь пользователи могут одевать своих цифровых двойников в кроссовки и одежду компании. Доступ в Nikeland бесплатный, поскольку с его помощью компания тестирует новые продукты и изучает интересы потребителей. Кроме того, с помощью Nikeland бренд пытается наладить коммуникацию с новым поколением спортсменов, превратить их в своих амбассадоров, что в будущем будет обеспечивать компании реалини продажи среди нового поколения.
Фокус на recycling и устойчивые технологии
Однозначная позиция поколений Z и Alfa по устойчивому развитию и борьбе с глобальным потеплением заставит ритейлеров и в дальнейшем увеличивать инвестиции во внедрение устойчивых технологий. Это будет даже не основное течение, а одно из важнейших условий коммерческого успеха бренда.
Повторная переработка вещей, использование альтернативных источников энергии в ежедневной работе, использование цифровых технологий для сокращения отходов, использование компьютерного зрения или больших данных для минимизации затрат и увеличения производительности будут приобретать все большее распространение среди ритейлеров.
Например, испанская группа Inditex, объединяющая бренды Zara, Pull & Bear, Bershka, Massimo Dutti и другие, заявила, что уже к 2025 году будет продавать в своих магазинах только экологическую одежду, произведенную в соответствии с принципами устойчивого развития. Также ранее компания обещала до 2023 года полностью отказаться от использования одноразовых пластиковых товаров во всех своих магазинах.