Архитектор Андрей Яцентюк: Главные тренды при строительстве ТРЦ

Архитектор Андрей Яцентюк: Главные тренды при строительстве ТРЦ

17.12.2019 08:10
  2197
Іван Зайцев

Колонка основателя и главного архитектора бюро Design Hub International (DHI) об основных трендах при проектировании и постройке ТРЦ.

Читайте українською

У Андрея Яцентюка огромный опыт в проектировании ТРЦ. Он участвовал в разработке более 50-ти концепций коммерческих объектов в Украине и других странах СНГ, среди которых такие проекты как Lavina Mall и Blockbuster. В процессе реализации находятся Ocean Mall, Sky Mall (вторая очередь), Retroville в Киеве и Alexander Plaza в Запорожье. В колонке для RAU он рассуждает, какие тенденции и решения будут актуальны при строительстве торгово-развлекательных центров в ближайшие годы.

Диджитализация

Диджитализация — у всех на устах, нет ни одного бизнеса, в том числе и девелоперского, который не хотел бы приобщиться к данному тренду. Несмотря на то, что цифровые решения часто требуют капитальных инвестиций, практически каждый девелопер и оператор торговых центров их применяет. Важно только смотреть на сроки окупаемости вложений.

Первый путь — наиболее простой в реализации и самый беспроигрышный в плане коммуникации с посетителями: по всему запотолочному пространству ТРЦ размещаются биконы (электронные маячки). Эти маленькие беспроводные устройства связываются со смартфонами посетителей по Bluetooth или WiFi. Как только контакт с человеком установлен, ему начинают приходить персонализированные сообщения в зависимости от места пребывания. Например, если человек находится недалеко от фуд-холла, ему приходит push-уведомление о скидке на обед или второй гамбургер. А если он остановился перед входом в определенный магазин, то может получить сообщение о скидках или других специальных предложениях от бренда.

Этот метод самый дорогостоящий, но и самый эффективный — он дает возможность менеджменту ТРЦ собирать максимум информации о посетителях: где находится больше всего людей в определенный момент, как распределяются потоки потребителей в разное время дня/недели/месяца. Данное решение позволяет определить и исправить проектные ошибки.

К примеру, если в ТРЦ образовалась “мертвая зона” — как правило, это поперечные галереи, которыми разбивают большое кольцо бутиков.

В Westfield Stratford City в Лондоне привлекать людей в такую галерею стали за счет навигации и мотивирующих месседжей в смартфонах посетителей. Менеджеры с помощью digital-инструментов выявили проблемные места в ТРЦ, посчитали недостающий трафик для прибыли, провели ротацию арендаторов, обновили галерею и замотивировали потребителей заглянуть именно в нее.

Второй вариант диджитализации в торговом центре — размещение QR-кодов на различных поверхностях: например, на элементах навигации, витринах при входе в магазины. Человек сканирует код, устройство определяет его местоположение на карте и посетитель получает информацию в приложении: где рядом с ним находятся уборные, выходы, парковка, супермаркет, какие бренды предлагают скидки. Есть опция сканирования QR-кода возле входа в магазин, и человек сразу узнает о наличии товара и специальных предложениях. Это экономит время пользователя, поскольку у него сразу появляется информация, что, к примеру, в этом магазине 50% скидка на товар определенного вида, а в соседнем — 70%. Этот способ контакта с потребителем оптимален в плане затрат, что и делает его популярным в странах СНГ. Например, в одном из украинских супермаркетов разместили QR-коды на витринах, чтобы клиенты могли ознакомиться со всем перечнем продуктов, которые входят в блюда кулинарии.

Есть еще один подход — интересный с точки зрения технологичности и интеллектуальных решений: навигация и персональные сообщения через частоту света. LED-освещение в галерее за счет своей частоты может передавать сигнал смартфону посетителя, поскольку у телефона есть свой встроенный датчик света. И если у человека установлено приложение, мигает этот свет — и в устройстве пользователя срабатывает навигация или приходит push-уведомление. Это достаточно инновационное решение. Единственное ограничение для этой технологии — телефон посетителя должен быть у него в руках, чтобы сработал контакт светового кода галереи и датчика света смартфона.

Энергосберегающие технологии

Этот тренд используется при проектировании многих ТРЦ уже несколько лет, и с каждым разом внимание к “зеленым” технологиям только усиливается.

По всему миру используют решения с энергосберегающими пакетами, потому что теплопередача очень высокая, и за счет светопрозрачных конструкций можно сэкономить очень много энергии. К примеру, в ТРЦ Riviera под Одессой посчитали, что если на открытой парковке построить станцию солнечных панелей, то она в три раза перекроет потребности в потреблении энергии в пиковые дни.

Большое значение для бизнеса имеет сертификация зданий по стандартам “зеленых” технологий. К примеру, сертификаты BREEAM или LEED позволят гораздо проще найти международного покупателя на свой объект.

А сертификация BREEAM позволяет довольно гибко оценивать объект, причем происходит это сразу по факту его постройки. Как только ТРЦ построен и сертифицирован, у девелопера получается готовый бизнес, который он может при желании продать по более высокой цене, потому что в долгосрочной перспективе все инвесторы обращают внимание на наличие энергоэффективных решений — от использования смесителей на фотоэлементах и малообъемных бачков до тепловых насосов. За этим будущее или, вернее, уже трендовое настоящее.

Персональный консультант в режиме онлайн

Технология консультирования посетителей в режиме реального времени востребована, поскольку очень экономит самые дорогие в ТРЦ метры — на первом этаже, а также позволяет обслужить гораздо больше покупателей. Медиаэкран устанавливается на видном месте, как только подходит посетитель, включается камера, и у него появляется возможность пообщаться с живым консультантом, который находится, например, в офисе компании.

В таком формате также работают персональные шопперы: человека консультируют, где он может приобрести что-то, исходя из его предпочтений. Этот вариант удобен при совмещении с магазинами click&collect, когда покупатель выбирает и заказывает товар в интернет, а примеряет и забирает — в ТРЦ.

Самый свежий пример подобного решения — новый аэропорт в Стамбуле, где представлено много ритейла. Навигационные медиарешения работают так, что посетитель может пообщаться с живым человеком и получить от него совет по поводу покупок и навигации.

Размещение коворкингов и офисных пространств в ТРЦ

Объекты mixed use — тренд в центральных городских локациях и точках с удобной транспортной развязкой. В этих случаях есть смысл совмещать пространства с развлечениями и ритейлом с офисами. Во-первых, это обеспечит поток в утреннее и вечернее время в магазины, во-вторых, это увеличит трафик на фуд-корты в обеденное время, в-третьих, такое решение обеспечивает посетителями кинотеатры или спортивные клубы, если они есть в ТРЦ. Один из ярких примеров тренда мультифункциональных решений — Armada Plaza в Могилеве, который объединяет в одном комплексе бизнес-центр, торговый центр, четырехзвездочный отель и многоуровневый паркинг. Каждая зона усиливает поток людей в другую. Также могу упомянуть наш недавний проект реновации ТРЦ Victoria Gardens во Львове, где в числе обновленных помещений появились новые офисные пространства и коворкинг.

 Увеличение количества food&beverage-зон

Этот тренд в ТРЦ напрямую связан с тенденцией eating out, когда люди отказываются от приготовления пищи дома в пользу заведений. Учитывая мировую миграцию и всеобщий космополитизм, предложение по кухне сильно расширилось. Таким образом, чтобы дать искушенному потребителю хорошее предложение, необходимы не условные 5 операторов, как было раньше, а уже 15 и более. Доля общепита в ТРЦ увеличилась в разы. Если раньше можно было говорить о 5% общей сдаваемой площади, то сейчас даже в Украине фуд-зона доходит примерно до 12%, а за рубежом может достигать 18% и более.

Широкое предложение блюд и напитков привлекает людей в ТРЦ и побуждает там задерживаться. Поэтому важно иметь операторов, которые могут обеспечить сервисом посетителей с разными вкусами и бюджетами. Это мировой тренд, который набирает обороты в Украине, судя по стремительному увеличению количества кофеен, ресторанов и фуд-холлов.

Использование современных технологий имеет ряд преимуществ как для бизнеса, так и для потребителя. Этот шаг позволяет повысить комфорт пребывания в ТРЦ и непрерывно собирать необходимую для дальнейшего развития статистику. Кроме того, внедрение многих трендов делает бизнес не только социально ответственным, но и более привлекательным для инвесторов.

Читайте также —

Retail Hacks by Arricano: Категории “звездных арендаторов” ТРК расширяются


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка