Андрей Жук, RAU: Как ритейл пережил первый блекаут
Глава Ассоциации ритейлеров Украины в эфире Национального телемарафона рассказал, как отрасль розничной торговли пережила первое полномасштабное отключение света, как работает в новых условиях, и как готовится к возможным новым блекаутам.
После 23 ноября, когда произошел первый блекаут, было закрыто большое количество магазинов. К примеру, одна из крупных национальных сетей вынужденно закрыла 80% магазинов, поскольку не было света.
В результате в целом наблюдается падение продаж сетей в размере от 4% до 30%.
Да, есть генераторы, но их еще очень мало. Согласно нашим подсчетам, ими оборудовано не более 15% всех торговых точек.
Конечно, ритейлеры стараются как можно скорее оборудовать магазины резервными источниками питания. Так, крупнейшая украинская продуктовая сеть АТБ планирует уже через два месяца, то есть до конца января, оборудовать большинство своих торговых точек генераторами.
Крупнейшая сеть магазинов формата «у дома» КОЛО, которая насчитывает 217 магазинов в столичном регионе, пошла другим путем. Они используют накопившуюся энергию, установив специальные аккумуляторы. Благодаря этому их магазины при веерных отключениях могут работать до 12 часов.
Такое решение продиктовано техническими особенностями расположения магазинов, в частности, в жилых домах, где нельзя подсоединить генератор (в том числе из-за жалоб жителей на постоянный шум и выхлоп). К тому же энергия, полученная от генератора, выходит в три-четыре раза дороже, чем обычное использование электричества в магазине.
Насколько сложно сейчас закупить необходимое оборудование
Правительство, хоть и с некоторым опозданием, приняло решение об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС для генераторов и других товаров, которые помогут обеспечить энергонезависимость. Поэтому сейчас этот процесс должен пойти быстрее. В частности, АТБ уже закупил 750 генераторов в дополнение к 141, чтобы обеспечить сеть из более чем 1000 магазинов. Но надо помнить, что любое альтернативное питание – это аварийное решение, и если света не будет в течение пяти суток, магазины просто будут вынуждены закрыться.
Какие убытки несут сети из-за порчи товара, когда нет энергетической альтернативы
Обычно крупные системные игроки тщательно контролируют качество продуктов питания, чтобы не допустить продажи испорченных товаров. Для хранения скоропортящихся товаров ритейлеры подгоняют автомобили-рефрижераторы и переносят весь подобный товар туда.
Однако в таких условиях ритейлу работать очень тяжело и по нашим подсчетам первый блекаут нанес нашей отрасли убытков на 700 млн грн. В результате предложение группы товаров категории fresh уже сократилось на 20%.
Как это отразится на ценах товаров
Такая ситуация может повлиять на повышение цен. Поскольку производители, оказавшиеся в тех же условиях, что и ритейлеры, должны использовать генераторы и как следствие – поднимать отпускные цены на свой товар. Соответственно, будут расти цены и на полках магазинов.
Читайте также —