Андрей Худо, холдинг !Fest: Мы – не классический ресторанный бизнес
Холдинг эмоций !Fest, кроме ресторанов, открывает гостиницы, школы и креативные просторы, варит пиво, продает кофе и шьет одежду, а также активно выходит на зарубежные рынки.
Читайте українською
Холдинг эмоций! Fest начинался с концептуального ресторана в сердце Львова «Криївка», который в 2007 году открыли три друга — Андрей Худо, Юрий Назарук и Дмитрий Герасимов. Сейчас он объединяет с десяток разных бизнесов — кофейный, шоколадный, ивентовый и т. д. Андрей Худо, соучредитель холдинга !Fest, в интервью «Минфин» рассказал о том, как начинали свой бизнес, как возникла идея открывать «эмоциональные» рестораны, благодаря чему им удалось пережить пандемию, какими новыми проектами они занимаются, на рынках каких стран они уже присутствуют, а где вскоре появятся. RAU предлагает самые интересные фрагменты этого интервью.
Настоящий прорыв на рынке
Первый маленький проект мы сделали еще весной 2007 года. Во Львове на площади Рынок есть фонтан Диана. Возле него открыли кафе «У Дианы», в которое вложили $30 000−35 000. Тогда пришло понимание, что такое ресторанный бизнес.
Город в то время был весь в пластиковых столиках и стульях, с пластиковой посудой. А мы делали условно то, что все видят сейчас, — деревянные столы, домашняя посуда, цветы на столиках, кельнеры всех обслуживают — это был настоящий прорыв на рынке открытых террас.
А уже 22 сентября 2007 года заработал наш первый ресторан — «Криївка». Стартовали со своих заработанных денег — с пары сотен тысяч долларов. Однако их не хватило, потому что не очень удачно посчитали, ошибившись с инвестицией где-то на 50%.
Нам с партнером пришлось заложить личные активы и доформировать инвестиционный пул дополнительных средств потребительскими кредитами.
На старте дороже всего стоила возможность взять в аренду помещение, чтобы делать там ресторан. Мы покупали частное предприятие, у которого был ресторан в центре Львова и контракт с городом на аренду, только для того, чтобы зайти и делать бизнес на площади Рынок. Это был не очень надежный контрагент, с которым мы не решились строить долгие отношения и вкладывать деньги.
Акселераторы эмоций
Идею «Криївки» принес мой партнер Юрий Назарук. Мы с Димой Герасимовым (совладелец холдинга эмоций! Fest — прим. ред.) поверили, что эта идея совершенно другая, чем все, что было на ресторанном рынке в 2007 году.
Дискутировали об идее «Криївки» еще в 2006 году. Все тогда торговали едой или напитками, а на эмоциональную составляющую смотрели немногие. На тот момент было модно делать стены венецианкой (декоративной штукатуркой — прим. ред.) и, наверное, люди считали, что так это заведение будет продавать больше. Но ведь не в стенах вопрос.
Поэтому мы пошли на инновации: в ресторане, который делал монетизацию на еде и напитках, стали акселерировать эмоции. Похожая история в масонском ресторане «Найдорожча ресторація Галичини», где дверь открывает мужчина в домашнем халате.
Удачная идея дает ответ сразу — взлетает проект или нет. «Криївка» была прибыльной с первого месяца. Очень быстро полетела «П’яна вишня», «Львівська майстерня шоколаду», «Реберня». Хотя к последней мы шли 2,5 года, пока экспериментировали с разными форматами в том помещении под львовским музеем «Арсенал». Там был и «Ринок їжі», и «Трапезна», и ночной клуб «Під Арсеналом». А идея была так очевидна — просто делать ребра на огне.
Не классический ресторанный бизнес
Для нашего бизнеса было два ключевых фактора, которые позволили пережить пандемию. Первое — это команда, второе — это ликвидность.
Нам всегда были доступны лимиты в плане кредитов, и мы не побоялись в ту же весну взять десятки миллионов гривень для того, чтобы заплатить зарплаты и покрыть все платежи. Таким образом мы удержали репутацию в отношениях со всеми поставщиками и людьми.
Кроме того, мы — не классический ресторанный бизнес, а все-таки холдинг, где много других бизнесов. Например, когда рестораны упали, наш кофейный хаб! Fest Coffee Mission, продающий зеленое зерно, или Издательство Старого Лева, которое печатает книги, наоборот, давали большие поступления.
Многопрофильный бизнес
Кроме ресторанного, зашли перед кризисом в гостиничный бизнес. Открыли !FestHotel во Львове на 69 номеров для прогрессивных людей. И есть еще более 30 апартаментов Just Lviv It в центре.
В 2022 году будем воплощать новый проект — бутик-отель в самом сердце Львова. Это масштабная тема, но если мы уже работаем с гостями во Львове, стоит не только накормить и пригласить на фестиваль, а еще и поселить в самом лучшем городе.
Также зашли в кофейный бизнес !Fest Coffee Mission. Есть компания, которая выступает трейдером зеленого зерна. Его привозят из Латинской Америки, а мы продаем его в Украине и Европе. Сейчас выходим с этим зерном на США через Amazon.
Есть большие планы в направлении образования. Начали открывать Школы свободных и неравнодушных детей. Проект несет социальную направленность, но все равно должен приносить деньги, чтобы обеспечить себя и быть самодостаточным.
Продолжаем строить ивентовое креативное пространство !Festrepublic — арт-платформу, где проходят разные события, концерты и фестивали. В этом году вместе с партнерами Gastroli.ua провели около 30 концертов. Мы занимались кейтерингами и барами, а они — музыкальной программой.
Еще мы шьем одежду под брендом «Авіація Галичини». В театре пива «Правда» варим крафтовое пиво. А во время ковида запустили доставку в городе наших блюд из ресторанов. Затем этот модуль задействовали для «Реберні» в Одессе и Киеве.
«Мы не гонимся за быстрыми деньгами»
По франшизе сейчас мы запустили четыре формата: «Львівська майстерня шоколаду», «Реберня», «П’яна вишня», «Львівські пляцки».
У нас недорогие франшизы. Недавно продавали в Лодзь «П’яну вишню», так она стоила 20 000 евро. А в Украине стоимость такой франшизы — $15 000. Аналогичный франчайзинговый платеж идет команде за открытие «Львівської майстерні шоколаду». Мы не стараемся заработать деньги на старте, потому что строим долгосрочные отношения. Это должно быть win-win, когда мы зарабатываем вместе с партнерами.
В Баку сейчас работает три «Львівські майстерні шоколаду». После успеха в Азербайджане планируем двигаться дальше с этим форматом.
В Польше есть пять заведений «П’яної вишні»: два в Варшаве, одно в Кракове, одно во Вроцлаве и одно в Лодзе. Последний наш вход барами «П’яної вишні» был в Румынии. Открыли заведения в Бухаресте и Брашове. В ближайшее время в контексте «П’яної вишні» может выстрелить Берлин и Вена.
Сейчас думаем о выходе в Европу с «Реберней», но пока планы поставили на паузу, потому что мы не можем это сделать во время ковидных ограничений.
Читайте также —
Андрей Худо, !Fest: П’яна вишня и Реберня – наши самые быстро окупаемые проекты