Стоит ли ждать появления Amazon на украинском рынке
Константин Яковчук-Бесараб, эксперт компании Astound Commerce Украина, рассуждает в том, насколько вероятен выход международного гиганта на украинский рынок, и интересна ли ему наша страна.
Да здравствует украинский e-commerce
Поглощение EVO Company стало топ-событием рынка электронной коммерции Украины. Rozetka не только получила наибольшую долю украинского e-commerce (по данным Gemius), но и пропуск на внешние рынки Prom.ua — Беларусь, Казахстан и Россию. Такое решение не только расширяет базу клиентов, но и поможет бизнесу технически, благодаря IТ-экспертизе EVO.
Но главная цель решения остается неизвестной.
Учитывая долгосрочную перспективу, Rozetka может готовиться к глобальному рынку или к приходу агрессивного e-commerce игрока из Штатов.
Для украинцев уже работает доставка товаров с Amazon. И только вопрос времени, когда наш рынок начнет устраивать мировых игроков по уровню соблюдения законов, стабильности экономики, покупательной способностью и прогнозируемости.
Amazon является сильным игроком на мировом рынке. Компания пытается расти в нескольких направлениях одновременно (Amazon Maritime, Amazon Fresh, Amazon Go, Amazon Echo, Alexa, AmazonBasics и другие), поглощая объекты с нужными технологиями. Так, в 2017 году Amazon приобрел 11 компаний, в 2018-м — еще четыре.
E-commerce платформа Amazon позволяет продавать все и всем. Но, несмотря на массивность, Amazon — достаточно гибкий ритейлер и быстро приспосабливается к новым условиям. Свежий пример победы интернета над традиционным ритейлом — банкротство сети супермаркетов Sears и Kmart.
Именно благодаря новым форматам торговли, Amazon избавляется от конкурентов. И Sears был далеко не слабым соперником.
Интернет — точка отсчета для современного бизнеса
В 2017 году 53,6% мировых хозяйств имели доступ к сети. А уже сейчас около 70% молодежи — онлайн. Это именно то цифровое поколение, которое определяет будущее e-commerce. Сопоставив динамику проникновения интернета с развитием Amazon, легко проследить зависимость последнего от роста онлайн-пользователей. Наибольший рост бизнеса компании демонстрируют развитые страны с хорошим интернет-проникновением. Четверть всех продаж в 2016 году обеспечивали Германия, Великобритания и Япония (67% — США, остальной мир — 8%). В таком случае, есть ли смысл Amazon выходить на другие рынки, если их совокупный доход будет меньше четверки лидеров?
Реализуя свои планы, Amazon сначала обращает внимание на будущую перспективу e-commerce, а затем — на возможности закрепиться в новой стране. И проникновение интернета играет не последнюю роль.
Нужен ли Amazon украинский рынок?
Хороший вопрос, особенно учитывая опцию «deliver to Ukraine». Возможно, Amazon интересует не только рынок, хотя он и не такой маленький. По данным GfK, 60% украинцев пользуются интернетом, и только 34% из них покупают в онлайн-магазинах. Но со временем онлайн-покупки должны стать более популярными среди населения.
Amazon уже примеряется к восточной Европы. Чехия и Польша стали первыми, где начали работать центры обработки компании.
В польском Вроцлаве Amazon занимается также книгопечатанием для рынка ЕС (30 000 книг ежедневно). В обоих случаях компания экономит на расходах: относительно низкий уровень оплаты труда, доступ к стратегическим ресурсам и близость к одному из стратегически важных рынков — Германии.
В нашей стране Amazon может развиваться по схожему сценарию. Украина заинтересована в новых инвестициях и рабочих местах, американская компания — в доступных ресурсах и более низком уровне оплаты, чем в Польше и Чехии, инфраструктуре и возможностях роста. Такие условия могут стать первым маячком для Amazon.
Но ничего ни слишком хорошего, ни плохого не случилось со всеми странами, в которые недавно зашел Amazon. Amazon просто использует эти страны как транспортные и ресурсные хабы. Не исключен такой вариант развития событий и для Украины. Особенно учитывая историю поглощений Amazon.
Источник: Delo.ua
Читайте также —