Существует ли проблема качества украинской одежды?
Колонка директора по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлии Шиловой
В контексте бума на украинскую одежду многие упоминают качество. Кто-то в восторге от вещей made in Ukraine, а кто-то утверждает, что отечественным производителям, мягко говоря, есть к чему стремиться.
Я решила исследовать вопрос качества и пообщалась с покупателями и поставщиками LeBoutique.com.
Слово покупателям
Большинство покупателей одежды и обуви подразумевают под качеством что-то свое. Так что для конечного потребителя «качество» – понятие субъективное. Естественно, требования к качеству прямо пропорциональны стоимости вещи. Например, от футболки за 99 грн ожидают, что она выдержит хотя бы один сезон стирок, и не будет линять. А от пальто за 2 000 грн хочется, чтобы оно держало форму и не скатывалось как минимум пару лет.
Что влияет на восприятие качества потребителями? Во-первых, личные предпочтения и то, что человек считает «качеством». Традиционно многие люди обращают внимание на ткань: они ее щупают или изучают состав. Чуть реже изучают швы: проверяют, насколько они ровные и как обработаны края, торчат ли нитки. Есть фишка с нанесением на футболки: кто-то любит плотное «клеенчатое» нанесение, а кто-то, наоборот, предпочитает полупрозрачную практически неощутимую печать.
Мужчины часто проверяют, как работает молния: если хорошо, значит, окей, вещь качественная. Бывают люди, которые обязательно проверяют симметричность штанин, рукавов и подошв обуви.
Во-вторых, на оценку качества вещи влияет бренд и все фишки, с ним связанные (этикетки, пломбы, ярлыки, вешалки, упаковка и т.д.). Также важен предыдущий опыт взаимодействия конкретного потребителя с этим брендом и рекомендации людей, которым потребитель доверяет. Сюда также можно отнести товарный вид изделия и то, как он представлен на витрине. Согласитесь, что отглаженное платье «на тремпеле» или манекене выглядит качественнее, чем такое же платье, но мятое и под прилавком.
Взгляд производителя
С точки зрения производителя, качество конкретной вещи определяют две вполне конкретные составляющие: качество исходных материалов и процесс производства.
От качества исходных материалов будет зависеть очень многое: функциональность вещей и эксплуатационные характеристики (как ткань и одежда ведет себя в носке, как стирается, садится или нет и т.п.).
Исходные материалы включают в себя не только ткани, но и подкладки, прокладочные, отделочные материалы, утеплитель, клеевые материалы и фурнитуру (нитки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, корсажные ленты и т.д.). Частично материалы также определяют эргономику: комфорт, удобство в носке и насколько красиво сядет вещь.
Что касается производственного процесса, то он включает малопонятные обывателям этапы моделирования, конструирования, раскроя и пошива. Как раз производственный процесс определяет посадку изделия. То, насколько будут ровными швы и другие соединения, разглаженными детали и так далее. И тут уже к делу подключается профессионализм модельера, закройщика и технолога. А также тот факт, насколько на швейном производстве автоматизирован технологический процесс.
В сухом остатке
Если говорить об «абсолютном» качестве одежды, производимой украинскими швейными фабриками, с точки зрения профессионала, можно сказать, что особенно в сегменте «средний +» оно на высоком уровне. У украинской одежды может прихрамывать эстетическая составляющая, но шить наши фабрики умеют очень хорошо.
Могу сказать, что 95% товаров украинских производителей, которые продаются в LeBoutique, качественные с точки зрения конструктива и пошива.
Что касается ткани – бывает по-разному. Жаккард, вискозный трикотаж, штапель – действительно, качественные. Другое дело, что не стоит ожидать от вещи за 200 грн такого же качества ткани и фурнитуры, как и от вещи, к примеру, за 800 грн.
По моему мнению, у украинских производителей все отлично с составляющей проектирования одежды. Есть нюансы с автоматизацией и модернизацией оборудования, но они некритичны.
Главные проблемы украинских производителей – это отсутствие украинских тканей и банальное отсутствие информации о составе и уходе за изделием.
Отсутствие украинских тканей ставит большинство производителей в зависимость от импорта, а значит, от курса валюты. В результате некоторые отечественные производства сейчас переключаются на более дешевые ткани, чтобы удержать цену. А они, понятное дело, хуже выглядят, носятся и стираются, менее долговечны, негигроскопичны, могут содержать вредные вещества и так далее.
Полное отсутствие информации об уходе за изделием приводит к тому, что люди стирают вещи при неправильной температуре, а потом жалуются на то, что они «разлазятся» или линяют, сдают в чистку – а они садятся, меняют форму или цвет, гладят при неправильной температуре, а они горят, и так далее.
Именно поэтому украинскому производителю необходимо обратить особое внимание на формирование информации о своем изделии. И тогда многие вопросы по качеству украинской одежды отпадут сами собой, а ее продажи существенно вырастут.
Автор — директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова