Продажи с квадрата: топ-10 самых эффективных продуктовых ритейлеров Украины
Кто из крупнейших продуктовых ритейлеров страны лучше всего использует имеющиеся торговые площади и добивается наибольшей выручки с квадратного метра.
Показатель продаж с «квадрата» – один из наиболее значимых в сфере офлайн-ритейла. Не удивительно, что компании редко разглашают эти данные, поэтому судить об эффективности торговых сетей мы можем лишь по косвенным показателям. Например, разделив годовой товарооборот торговой сети на общее количество торговых площадей ритейлера к концу года.
Разумеется, такой подсчет показателя далеко не идеален, ведь суммарная площадь торговых сетей за год может существенно измениться. Учитывая, что значительное количество открытий новых магазинов происходит именно в конце года, накануне высокого сезона, эти точки могут существенно ухудшить показатель продаж с квадратного метра, рассчитываемый предлагаемым образом.
Кроме того, многие торговые сети управляют магазинами самого разного формата. Например, в портфеле Ашан Украина есть и точки выдачи товаров Ашан Pick Up Point, магазины у дома Мій Ашан, супермаркеты Ашан Superstore и классические гипермаркеты Ашан площадью в тысячи квадратных метров. Схожая ситуация и у Novus, Varus и других операторов.
Предлагаемый метод расчета не учитывает такие особенности, поэтому данные ни в коем случае нельзя воспринимать как оценку эффективности работы сети в целом, успешности отдельных форматов или рекомендации по развитию бизнеса.
Впрочем, за неимением вменяемых альтернатив, и такой подход дает неплохое представление. Вот только в реалиях крайне непубличного украинского рынка найти данные о товарообороте компаний и общей площади торговых сетей также весьма непросто. При составлении этого рейтинга редакция RAU воспользовалась данными портала Цензор, который традиционно публикует список 200 крупнейших компаний страны по уровню дохода, а также данными исследовательской компании GT Partners Ukraine, которая наиболее профессионально анализирует украинский рынок FMCG-ритейла.
При этом важно отметить, что в рейтинге наиболее эффективных сетей представлены лишь топ-10 крупнейших по товарообороту продуктовых ритейлеров. А это значит, что в него не могли попасть другие торговые сети, даже если их продажи с квадратного метра превышают аналогичные показатели у конкурентов из десятки крупнейших.
Переходя к самому рейтингу, следует выделить несомненное лидерство корпорации АТБ. Ее сеть магазинов занимает первое место не только по количеству магазинов и суммарной торговой площади, но и по размеру товарооборота и продажам с квадратного метра с внушительным показателем в 205,7 тыс. грн\кв. м за год.
Впрочем, также следует отметить и Fozzy Group, торговые сети которой занимают сразу три места в первой пятерке. Флагман группы – Сільпо – по итогам 2019 года на втором месте в рейтинге (163,2 тыс. грн\кв. м за год), сеть магазинов Фора – на третьем (154,9 тыс. грн\кв. м за год), а гипермаркеты Fozzy C&C – на четвертом (134,6 тыс. грн\кв. м за год). Замыкает пятерку лидеров сеть магазинов Varus c показателем 132,6 тыс. грн\кв. м в год.
Читайте также —
Топ-15 самых доходных торговых сетей Украины по версии Forbes