Украинский fashion атакует или почему Всі.Свої обречены на успех
Эксперты и участники рынка оценивают перспективы нового магазина Всі.Свої: какие сложности могут возникнуть у проекта и почему украинские бренды получили возможность потеснить зарубежных конкурентов.
На прошлой неделе в помещении закрывшейся на Крещатике Grand Gallery открылся самый большой в мире (2800 кв. м торговой площади) магазин украинских брендов Всі.Свої. Но вопросов о перспективах проекта пока больше, чем ответов. Сумеет ли выбранная локация обеспечить торговой точке необходимый поток покупателей? Удастся ли менеджменту магазина обеспечить ассортимент и удовлетворять потребности клиентов? Сможет ли новичок рынка выдерживать конкуренцию с известными, успешно работающими на Крещатике магазинами и зоной украинских брендов ЦУМ.UA? Ассоциация ритейлеров Украины, эксперты и участники рынка проанализировали ключевые факторы, которые могут повлиять на будущее Всі.Свої и перспективы локальных игроков на украинском рынке ритейла.
Локация и стоимость аренды
После событий 2013-14 годов многие ритейлеры перестали рассматривать Крещатик как наиболее перспективный торговый коридор в стране. Более того, ряд брендов в 2014-15 годах приняли решение закрыть торговые точки на центральной улице столицы. Однако по словам директора департамента торговой недвижимости Colliers International Натальи Кравец, за последний год на Крещатике значительно увеличился пешеходный трафик, и арендаторы стали возвращаться. При этом эксперт отмечает, что основной спрос обеспечивают не столько магазины одежды и обуви, сколько кофейни, рестораны, бутики аксессуаров и гаджетов. Помещение магазина Всі.Свої, по мнению Кравец, одно из лучших в центральной части города: «Во-первых, оно находится на той стороне Крещатика, где пешеходный трафик выше. Во-вторых, в красивом историческом здании. В-третьих, у него прекрасное соседство – магазины лучших европейских брендов. Не секрет, что именно это помещение до ноября 2013 года было крайне интересно нескольким крупным международным торговым маркам, намеревавшимся открыть свои флагманские магазины на Крещатике», — говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International.
Соглашается с ней и руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Екатерина Весна. По ее словам, ритейлеры по-прежнему рассматривают Крещатик как основную улицу для открытия флагманских магазинов. «Другого такого торгового коридора, с подобным пулом брендов, в городе нет. Открытие ЦУМ еще более усилит позиции этой торговой улицы. Локация, выбранная Всі.Свої, знаковая, помещение фасадное и расположено в центре города, с отличным профильным соседством», — отмечает Весна.
Что касается стоимости аренды, то, по данным Colliers International, на Крещатике актуальная арендная ставка в торговых помещениях площадью 150-200 кв. м находится в диапазоне $80-100/кв. м/месяц. Однако, поскольку локация Всі.Свої намного больше по площади, а подобного вакантного помещения на Крещатике нет, то оценить его арендую ставку аналоговым методом невозможно.
«Ставка для данного арендатора может быть ниже рыночной. При этом учитывая тот факт, что за последние два года на Крещатике не было сделок по аренде отдельно стоящих помещений площадью свыше 1000 кв. м, говорить о средних рыночных показателях не приходится», — добавляет Екатерина Весна.
Следует отметить, что опрошенные RAU ритейлеры считают, что магазин Всі.Свої мог пойти на открытие столь крупной торговой точки лишь в случае крайне лояльных арендных ставок. «Скорее всего, там минимальная арендная ставка и какой-то процент с оборота. В противном случае поддерживать рентабельность бизнеса было бы очень сложно», — говорит топ-менеджер украинского ритейлера, также представляющего украинских производителей.
Аудитория и конкуренты
По словам Екатерины Весны, поскольку проект Всі.Свої появился из мероприятий выходного дня, новый магазин уже сформировал свою лояльную аудиторию, ожидавшую его открытия. Наталья Кравец считает, что торговая точка, прежде всего, будет конкурировать со всеми брендами на Крещатике и украинскими ТМ в ЦУМ. Однако основатель Всі.Свої Анна Луковкина утверждает, что в компании не рассматривают зону ЦУМ UA как конкурента: «В глазах покупателей мы, скорее, дополняем друг друга, поскольку занимаем разные ниши. В ЦУМ, насколько я знаю, для украинских производителей планируется выделить один этаж, где преимущественно будет представлен сегмент fashion, а не масс-маркет, на котором делаем акцент мы».
Согласна с ней и основатель U Dress (будет оператором зоны ЦУМ UA) Юлия Шелихова: «Во-первых, мы находимся в ценовом сегменте «средний+», а во вторых, у нас будут представлены совершенно разные бренды. А учитывая, что сейчас на украинском рынке слишком мало локальных брендов, запуск таких проектов как ЦУМ UA и Всі.Свої играет нам на руку. Таким образом мы вместе формируем собственный локальный рынок».
Что же касается конкуренции с мировыми торговыми марками, представленными по соседству с Всі.Свої, то, по мнению Екатерины Весны, украинские производители пока еще слабее, чем мировые игроки. Но в случае если цены на товары будут ниже, чем, например, в Zara и Mango, при сопоставимом качестве, тогда украинским брендам будет легче с ними конкурировать.
Юлия Шелихова считает, что магазин Всі.Свої найдет своего покупателя. «Но насколько успешными они будут, зависит от многих факторов: качество товара, ассортимент, умение торговать. С одной стороны, им придется научиться поддерживать ассортимент. С другой стороны, у них уже есть опыт работы на маркетах и этот опыт должен им помочь. Они уже многому научились и знают своего покупателя», — отмечает основатель U Dress.
Риски и перспективы
Любопытно, что на месте Всі.Свої мог оказаться другой проект, работающий с продукцией украинских производителей – Names’UA. Как рассказала в интервью RAU руководитель проекта Антонина Головко, компанию несколько месяцев уговаривали зайти в это помещение. «Но мы не можем позволить себе работать в помещении с ремонтом 20-летний давности. Кроме того, мы оценили прогнозы продаж и есть опасение, что качественным товаром наполнить Grand Gallery будет очень тяжело», — говорит Антонина Головко.
Участники рынка соглашаются, что главной сложностью магазина будет поддержание ассортимента. «Если у крупных мировых сетей, таких как Zara, есть десятки производственных площадок в разных странах, которые могут обеспечить необходимую глубину и ширину коллекций, то объемы производства украинских брендов зачастую небольшие, а коллекции гораздо меньше. Поэтому в украинских реалиях часто случается, что самые ходовые модели и размеры очень быстро распродаются, а подсортировать их оказывается нечем», — говорит генеральный директор компании KarKat Fashion (развивает в Украине магазины Springfield, Women’s Secret, Pedro del Hierro, а также проект modateka Names’UA) Игорь Забулонский. По его словам, с подобной проблемой они столкнулись после запуска в столичном ТРК Проспект мультибрендового универмага украинских дизайнеров modateka Names’UA.
Впрочем, Анна Луковкина уверена, что компании удастся справиться с этим вызовом: «Объективно, в нашем магазине самый большой ассортимент и самые доступные цены. Уже сейчас, на старте в тестовом режиме, у нас представлено более 100 брендов одежды, обуви и аксессуаров, а уже скоро к ним добавятся еще 50. У нас 2800 квадратных метров – для самого широкого круга потребителей, как в плане ценовой политики, так и в плане стилистических предпочтений. И хотя сейчас бытует мнение, мол люди идут за покупками не на Крещатик, а в ТЦ, мы уже несколько дней после открытия доказываем обратное», — говорит она. При этом в компании утверждают, что заявки на размещение от украинских брендов исчисляются уже не сотнями, а тысячами. В связи с этим в ближайшее время Всі.Свої обещает запустить еще и онлайн-магазин. «Количество заявок однозначно превышает физические возможности нашего пусть и большого, но все-таки ограниченного помещения. Онлайн же снимает в этом смысле все ограничения», — поясняет Луковкина.
Локальные бренды укрепляют позиции
В целом же, эксперты и участники рынка высоко оценивают перспективы нового магазина Всі.Свої и украинских брендов. «Проект ожидаемый и уже популярный, отвечающий наиболее актуальным трендам, ориентирующийся на локальные марки, и имеющий «зеленый свет» с точки зрения экономики», — считает Екатерина Весна.
По ее словам, сейчас украинские бренды в силу невысокой валютной составляющей стали более конкурентоспособны по цене, что повлияло на спрос. Это позволило локальным маркам активизировать развитие в последние годы и завоевать популярность.
Украинские торговые сети активно увеличивают свое присутствие в качественных торговых объектах на протяжении последних полутора лет. В частности, в первой половине текущего года продолжали экспансию монобренды Arber, Miller, Kleo, MustHave, Anabel Arto, VOVK, мультибренды Giulia и Bembi. Также были открыты первые магазины монобрендов Meiher by Meiher, A Tan Man, мультибренда Miracle Me.
При этом участники рынка сходятся во мнении, что нынешнее развитие отечественных брендов уже не связано с ростом патриотических настроений в обществе, а является логичным следствием растущего качества.
«Выживают производители, использующие качественные ткани и фурнитуру, следующие современным тенденциям моды. Легкая промышленность в Украине всегда была сильна, но не всегда была модной. Сейчас, благодаря симбиозу модных дизайнеров и производства, есть шанс выйти на хороший, европейский уровень», — считает Игорь Забулонский. При этом он уверен, что потенциал роста в этом сегменте огромен и украинские бренды в ближайшие годы продолжат активно развиваться.
«Если посмотреть на все большие рынки, то там товары внутреннего производства обычно преобладают. В Украине же все наоборот: импортная одежда в ходу, в то время как отечественный производитель всегда был на вторых ролях. При этом развиваться есть куда и стадия подъема продолжится — интерес к украинской одежде будет расти и внутри страны, и за границей», — резюмирует Забулонский.