Виолета Титаренко, Люксоптика: Как работает и развивается сеть в войну
Как сеть Люксоптика возобновила работу в Харькове, который постоянно обстреливает россия, о privat label, конкурентах, среднем чеке и магазине на Крещатике, который открыт, чтобы наблюдать парад Победы.
Директор розничной сети Люксоптика Виолета Титаренко и соучредитель Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук в ходе нового выпуска программы «За рамками ритейла» обсудили работу сети в современных реалиях.
О магазинах в Харькове
История Люксоптика начиналась 30 лет назад именно из Харькова. Этот город всегда был одним из наших сильных регионов – там самое высокое знание бренда. Да и основатели сети из этого города.
Харьков находится близко к границе с россией, поэтому там тяжелая ситуация. «Прилетает» постоянно и люди страдают. Сейчас у нас работают все 18 магазинов. Более того, был прилет, а уже на следующий день мы возобновили работу. Открыли и тот магазин, который не работал с самого начала войны.
В начале лета у меня была командировка в Харьков, тогда еще не полностью была возобновлена работа всех магазинов. Ты заезжаешь туда, и видишь невероятных харьковчан, чувствуешь этот дух, видишь невероятной красоты город, который очень сильно разбит. Про Салтовку я уже молчу, там страшная ситуация, но жизнь все равно продолжается. Именно люди дают эту жизнь.
О подготовке к зиме
Наши люди хотят работать. В начале войны звонили наши клиенты и просили возобновить работу, и сотрудники говорили о том, что нужно открываться. И в этом году мы уже более подготовлены: есть генераторы в магазинах, и мы проводим инструкции, как ими пользоваться. У нас работает очень много женщин и им нужно справиться с этой тяжелой штукой.
О продажах и сезонности
Если говорить об очках для зрения, то у нас есть сезонность – август-сентябрь. И это более связано с тем, что дети идут в школу. А когда приходят в магазин семьей, родители понимают, что и себя тоже нужно подготовить.
Что касается солнцезащитных очков – это эмоциональный товар. Сезон начинается в начале весны и зависит от погоды. Если март тёплый, то у нас суперпродажи. В конце сезона, когда уже точно солнца не будет, такие очки уже не хотят покупать.
О среднем чеке
Глобально существенных изменений относительно среднего чека с предыдущего периода не произошло. Средний чек – 1700 грн.
Если говорить о брендах, то когда мы их привозим и ставим на полки, должны выполнять определенные условия от производителя. К примеру, рекомендуемая цена, которая должна быть в ритейле. И минимальная цена на оправу vogue начинается от 3000 грн. Все что до – бренды не предлагают такого ассортимента, но мы понимаем, что наш рынок немного другой и мы должны давать нашим клиентам такой продукт, который будет удовлетворять их по цене, качеству и сервису.
И именно поэтому у сети Люксоптика есть четыре собственных торговых марки (70% от общего количества) – Life, Luxoptica, Casta и Sunderson. И цены на них мы не меняли. Начальная цена – 200–300 грн и максимум – 2000–2200 грн. Собственные товарные знаки проходят очень жесткий контроль, потому что мы понимаем, что это репутация и 100% только наша ответственность. К примеру, Casta – собственная торговая марка, которая стала уже украинским брендом, и попала в топ-10 по знанию брендов очков.
О магазинах и выкладке товара
Имеем более 220 магазинов в Украине. И сейчас вышли на то количество, которое было до войны, и открыли 26 новых. На западе Украины, в Запорожье и Новомосковске.
У нас есть разный стрит-ритейл – это маленькие оптики у дома, начинающиеся от 35 кв. м и большие флагманские магазины, как в Харькове, площадь которого 350 кв. м. Также у нас есть точки в торговых центрах. А магазин Люксоптика на Крещатике открыт для того, чтобы посмотреть Парад Победы.
Третий год подряд Люксоптика переходит на полностью открытую выкладку товаров. Человек может сам примерить сколько угодно и искать любимые очки.
О конкурентах
Основной конкурент – война и открытые границы, через которые привозят серый товар и не уплачиваются налоги за него. Все остальные участники рынка, работающие прозрачно и в официальном поле и инвестирующие в свое развитие – партнеры. С ними у нас есть общая цель – развивать культуру рынка.
К тому же, сейчас в Украине 15 000 оптик – всем есть место.
О лазерной коррекции зрения
Наш главный врач говорит, даже если человек делает коррекцию зрения, все равно не простится с Люксоптика. Во-первых, возможно, ему захочется солнцезащитные очки, во-вторых, будут происходить какие-нибудь события в жизни, когда человек снова вернется к очкам для зрения.
О e-commerce
Сеть Люксоптика продолжает развиваться в e-commerce. Здесь другая структура продаж, а основной продукт – контактные линзы, потому что их не нужно примерять.
О кадрах
В войну уезжают и клиенты, и сотрудники Люксоптика, особенно это касается медицинского персонала. Мы подготовили магазин, и он месяц стоял с ремонтом и ждал, пока мы найдем специалистов.
К тому же наш продукт достаточно сложен, поэтому люди проходят трудный путь, чтобы начать консультировать и продавать. У нас есть отдельные программы обучения и для медицинского персонала, и для консультантов, и для администраторов. И да, люди у нас знают физику, потому что контактные линзы – это именно о физике.
Да и с точки зрения законодательства, зрение должны проверять люди с медицинским образованием и курсом оптометрии. Нам недостаточно того количества выпускаемых медицинских работников, поэтому мы сотрудничаем с колледжами и медицинскими университетами, предлагаем выбрать специальность оптометрии и трудоустраиваем.
О том, что Люксоптика – часть международного холдинга
Со стороны процессов и сложности принятия решений где-то, возможно, стало труднее и дольше. Но с другой стороны там тоже люди и они понимают, что происходит в нашей стране, поэтому у нас есть некоторые варианты. Мы не находимся в жестких варежках. Да и то, что Люксоптика – часть международного холдинга, помогает построить процессы таким образом, чтобы мы становились системной компанией.
О вдохновении
Сейчас нужно больше хороших новостей, чтобы найти настроение и вдохновение, чем это требовалось до войны. Я стараюсь фокусироваться и концентрироваться именно на хороших новостях, а еще есть спорт, посещение психотерапевта, чтение книг и общение на ивентах.