Виктор Средний, EVA: Сейчас уже работает более 30 магазинов формата «Женская энергия» и еще 20 планируется открыть до конца года

Виктор Средний, EVA: Сейчас уже работает более 30 магазинов формата «Женская энергия» и еще 20 планируется открыть до конца года

08.11.2023 08:45
  518
Костянтин Симоненко

Операционный директор сети магазинов EVA о работе в новых реалиях, магазинах в 20-30 километрах от линии фронта и новом концепте ритейлера.

В интервью изданию NV операционный директор сети магазинов EVA Виктор Средний рассказал о том, как развивается крупнейший в Украине ритейлер товаров для красоты и дома, новой стратегии в условиях войны и ближайших планах компании. RAU представляет основные тезисы этой беседы.

О подготовке к войне

Благодаря и владельцу, и руководителям компании имели возможность подготовиться к полномасштабному российскому вторжению. Прорабатывали разные сценарии работы, создавали запасы, вносили изменения в операционную деятельность, чтобы помочь магазинам работать стабильно. Даже отработали худший сценарий — действий на случай полного отключения связи и коллапса банковской системы, чтобы работать даже при таких условиях. Первые несколько недель после полномасштабного российского вторжения было очень тяжело и непонятно, что будет дальше. И, конечно, планы по развитию были заморожены. Но уже в начале марта 2022 года открыли новый магазин в Белой Церкви. Он уже был готов, потому что и люди, и работники, и товар — все было на месте.

Об условиях открытия магазинов

При открытии магазина всегда руководствуемся двумя вещами. Это безопасность для персонала и посетителей. Если сотрудники не готовы работать или видим, что это очень рискованно, мы этого не делаем. И второе – наличие спроса, то есть людей, которым нужен этот товар. В Белой Церкви были оба фактора, и мы открылись. Магазин показывает хорошие результаты продаж. За весь 2022 военный год открыли около 26 магазинов.

О потерях сети

Однако многие магазины были потеряны. В частности, были магазины в Мариуполе, в Бердянске, в Мелитополе. Везде работало не по одному, а по 5, 7 и даже по 10 точек. Все они закрыты. И это было вынужденное действие. В период оккупации не работали магазины в Херсоне, и после освобождения возобновили их работу. Всего возобновили работу более 50 магазинов, из которых 29 непосредственно пережили оккупацию. В этом году вернули к работе 7 магазинов и 22 – в прошлом году.

О стоимости открытия одного магазина

Новый крупный магазин стоит до 10 млн грн, меньший – 5-7 млн грн. Если речь идет о торговых точках на деоккупированных территориях, все зависит от состояния помещения. В некоторых случаях они в хорошем состоянии и даже не нужно тратиться на ремонт, только нужно было завезти товар вместо утраченного. Нужны миллионы гривен на восстановление.

О работе на деоккупированных территориях

В первую очередь важна безопасность, поэтому учитывается возможность прямых артиллерийских обстрелов. Если, например, Константиновку в Донецкой области могут обстреливать, то не открываем там магазины и они не работают. А вот Краматорск расположен чуть дальше линии фронта и может быть атакован только ракетами, так же как и любой город в Украине. Такая же ситуация и в Харькове — в этом городе открыли почти все магазины, кроме нескольких, где не смогли найти общий язык с владельцами помещений в начале полномасштабного вторжения. Сейчас здесь их чуть больше 50. В Херсоне работает 9, еще около 5-6 не открыты, потому что они расположены в опасной зоне – может прилететь с другого берега Днепра. Также важно, есть ли для персонала укрытие. Например, в поселке Белозерка Херсонской области магазин работает, потому что сотрудники могут быстро скрыться.

О выручке на прифронтовых территориях

Выгода от работы на деоккупированных и прифронтовых территориях не очень велика, ее там почти нет. Даже Херсон неприбылен сейчас. Однако магазины выполняют социальную миссию, поскольку украинцы должны получать доступ к необходимой продукции, а работники должны быть обеспечены работой. Выручки меньше где-то на 30%, где-то вдвое, где-то вообще осталось 30% от того, что было. Пытаемся найти понимание с арендодателями, чтобы они снижали ставки, и это достаточно непростая история. Хотя в большинстве своем они идут навстречу, иногда все же вынуждены закрываться. Потому что арендодатель считает, что в городе, как, например, в Харькове или Херсоне — «совершенно безопасно и все люди уже вернулись». Руководствуясь этим своим личным убеждением, арендодатели хотят получить полную сумму аренды, которая была до войны. Таких примеров немного, но они есть.

О возможной компенсации потерь

Случаев компенсации местными администрациями стоимости ремонта магазинов или оборудования, к сожалению, нет. Иногда арендодатели делают ремонты за свой счет, иногда мы сами, иногда совместно. Как правило, это наши прямые издержки. Конечно, все те магазины, которые были разграблены, уничтожены, сожжены – это потери материально-технических ценностей и нельзя их просто так списать. Мы собираем все документы. Очень надеемся, что в свое время состоится суд над страной-агрессором, и будем требовать от россии компенсации этого ущерба.

О новых форматах

Сеть EVA открыла в Виннице первый магазин в новом концепте «Женская энергия». Его пространство разделено на зоны товаров для дома и красоты. Новый концепт был разработан еще до начала большой войны. Работать приходится на очень динамичном, конкурентном рынке. Основной формат уже немного устарел, поэтому постоянно находимся в поисках и что-то усовершенствуем. Существует, например, формат EVA Beauty Lab, однако он больше сфокусирован на продаже товаров по уходу и красоте, там нет товаров для дома.

Хотели создать что-то инновационное, современное, энергичное, что включало бы все категории товаров. Так родился концепт «Женская энергия» — в магазинах разные категории товаров обозначены цветами. Черный — это все, что связано с красотой, уходом, бьюти. Пастельный, желтый, бежевый — с товарами по уходу за домом. Магазин в Виннице показал хорошие результаты работы, потому начали масштабировать этот концепт.

О ребрендинге магазинов

Сейчас работает более 30 таких магазинов формата «Женская энергия» и еще 20 планируется открыть до конца года. Переоборудовать одну торговую точку под новый формат стоит около 3 млн грн. Магазины формата «Женская энергия» несколько отличаются ассортиментом от стандартной точки EVA. В магазинах этого формата в ТЦ функционируют детский уголок, сервисные зоны — зона тестирования кожи, уход за волосами, где работают профессиональные консультанты. Они имеют специальное оборудование, могут проанализировать, а затем предоставить четкие рекомендации по тем или иным средствам. Поэтому в этих магазинах ассортимент товаров по уходу и парфюмерии несколько расширен. В этом и состоит главное отличие. Плана сделать ребрендинг всей сети более чем на 1000 магазинов нет. В новом формате либо открываются новые магазины, либо производится ремонт в существующих, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с учетом новой концепции.

О развитии формата EVA Beauty Lab и других

Магазины этого формата нужно открывать в центральных локациях, торговых центрах. На следующий год нет конкретных планов по его развитию, но при наличии интересного предложения по расположению обязательно будем увеличивать количество таких магазинов. Также есть новый проект – создание обособленных отделов с дерматокосметикой в магазинах EVA, который реализуется совместно с партнером – компанией L’Oréal. Пилотный проект уже открылся в магазине на Европейской площади в Днепре.

О перспективных направлениях

В стратегии развития учитывается тот факт, что многие украинцы переехали в Киев и Львов. За последние несколько лет открыли многие магазины и там, и там. Были некоторые торговые центры, в которые раньше не могли попасть, а сейчас работаем. Однако важны и другие города. К примеру, в Херсоне понравилась локация для нового магазина. В стратегии не прописано, что должны точно идти только на запад. Оцениваем количество потенциальных покупателей, потенциал района и локации. Из опыта Херсона можно сказать, что скорее других на деоккупированных территориях открываются продуктовые сети, Нова пошта и EVA. Однако всегда учитываем вопросы безопасности, изучаем есть ли персонал. Почти со всеми коллегами, даже находящимися на оккупированных территориях, стараемся все время поддерживать связь.

О запасном плане

Есть план «Б» на случай ухудшения ситуации и каждый — директор и персонал — знают, что делать, например, по прилету где-то рядом с магазином. К сожалению, такие случаи были. К примеру, в Черкассах обломок российской ракеты попал в гостиницу, в 100 метрах от магазина. Было разбито стекло, пострадал товар, но уже на следующий день магазин возобновил свою работу. Для магазинов, работающих в Краматорске, Славянске, в Дружковке, недалеко от линии фронта, они имеют определенный запас тары на случай, если нужно будет экстренно вывозить товар. Есть договоренности с логистическими компаниями, которые готовы в критической ситуации быстро эвакуировать какой-то магазин.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка