
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Операционный директор сети магазинов EVA о работе в новых реалиях, магазинах в 20-30 километрах от линии фронта и новом концепте ритейлера.
В интервью изданию NV операционный директор сети магазинов EVA Виктор Средний рассказал о том, как развивается крупнейший в Украине ритейлер товаров для красоты и дома, новой стратегии в условиях войны и ближайших планах компании. RAU представляет основные тезисы этой беседы.
Благодаря и владельцу, и руководителям компании имели возможность подготовиться к полномасштабному российскому вторжению. Прорабатывали разные сценарии работы, создавали запасы, вносили изменения в операционную деятельность, чтобы помочь магазинам работать стабильно. Даже отработали худший сценарий — действий на случай полного отключения связи и коллапса банковской системы, чтобы работать даже при таких условиях. Первые несколько недель после полномасштабного российского вторжения было очень тяжело и непонятно, что будет дальше. И, конечно, планы по развитию были заморожены. Но уже в начале марта 2022 года открыли новый магазин в Белой Церкви. Он уже был готов, потому что и люди, и работники, и товар — все было на месте.
При открытии магазина всегда руководствуемся двумя вещами. Это безопасность для персонала и посетителей. Если сотрудники не готовы работать или видим, что это очень рискованно, мы этого не делаем. И второе – наличие спроса, то есть людей, которым нужен этот товар. В Белой Церкви были оба фактора, и мы открылись. Магазин показывает хорошие результаты продаж. За весь 2022 военный год открыли около 26 магазинов.
Однако многие магазины были потеряны. В частности, были магазины в Мариуполе, в Бердянске, в Мелитополе. Везде работало не по одному, а по 5, 7 и даже по 10 точек. Все они закрыты. И это было вынужденное действие. В период оккупации не работали магазины в Херсоне, и после освобождения возобновили их работу. Всего возобновили работу более 50 магазинов, из которых 29 непосредственно пережили оккупацию. В этом году вернули к работе 7 магазинов и 22 – в прошлом году.
Новый крупный магазин стоит до 10 млн грн, меньший – 5-7 млн грн. Если речь идет о торговых точках на деоккупированных территориях, все зависит от состояния помещения. В некоторых случаях они в хорошем состоянии и даже не нужно тратиться на ремонт, только нужно было завезти товар вместо утраченного. Нужны миллионы гривен на восстановление.
В первую очередь важна безопасность, поэтому учитывается возможность прямых артиллерийских обстрелов. Если, например, Константиновку в Донецкой области могут обстреливать, то не открываем там магазины и они не работают. А вот Краматорск расположен чуть дальше линии фронта и может быть атакован только ракетами, так же как и любой город в Украине. Такая же ситуация и в Харькове — в этом городе открыли почти все магазины, кроме нескольких, где не смогли найти общий язык с владельцами помещений в начале полномасштабного вторжения. Сейчас здесь их чуть больше 50. В Херсоне работает 9, еще около 5-6 не открыты, потому что они расположены в опасной зоне – может прилететь с другого берега Днепра. Также важно, есть ли для персонала укрытие. Например, в поселке Белозерка Херсонской области магазин работает, потому что сотрудники могут быстро скрыться.
Выгода от работы на деоккупированных и прифронтовых территориях не очень велика, ее там почти нет. Даже Херсон неприбылен сейчас. Однако магазины выполняют социальную миссию, поскольку украинцы должны получать доступ к необходимой продукции, а работники должны быть обеспечены работой. Выручки меньше где-то на 30%, где-то вдвое, где-то вообще осталось 30% от того, что было. Пытаемся найти понимание с арендодателями, чтобы они снижали ставки, и это достаточно непростая история. Хотя в большинстве своем они идут навстречу, иногда все же вынуждены закрываться. Потому что арендодатель считает, что в городе, как, например, в Харькове или Херсоне — «совершенно безопасно и все люди уже вернулись». Руководствуясь этим своим личным убеждением, арендодатели хотят получить полную сумму аренды, которая была до войны. Таких примеров немного, но они есть.
Случаев компенсации местными администрациями стоимости ремонта магазинов или оборудования, к сожалению, нет. Иногда арендодатели делают ремонты за свой счет, иногда мы сами, иногда совместно. Как правило, это наши прямые издержки. Конечно, все те магазины, которые были разграблены, уничтожены, сожжены – это потери материально-технических ценностей и нельзя их просто так списать. Мы собираем все документы. Очень надеемся, что в свое время состоится суд над страной-агрессором, и будем требовать от россии компенсации этого ущерба.
Сеть EVA открыла в Виннице первый магазин в новом концепте «Женская энергия». Его пространство разделено на зоны товаров для дома и красоты. Новый концепт был разработан еще до начала большой войны. Работать приходится на очень динамичном, конкурентном рынке. Основной формат уже немного устарел, поэтому постоянно находимся в поисках и что-то усовершенствуем. Существует, например, формат EVA Beauty Lab, однако он больше сфокусирован на продаже товаров по уходу и красоте, там нет товаров для дома.
Хотели создать что-то инновационное, современное, энергичное, что включало бы все категории товаров. Так родился концепт «Женская энергия» — в магазинах разные категории товаров обозначены цветами. Черный — это все, что связано с красотой, уходом, бьюти. Пастельный, желтый, бежевый — с товарами по уходу за домом. Магазин в Виннице показал хорошие результаты работы, потому начали масштабировать этот концепт.
Сейчас работает более 30 таких магазинов формата «Женская энергия» и еще 20 планируется открыть до конца года. Переоборудовать одну торговую точку под новый формат стоит около 3 млн грн. Магазины формата «Женская энергия» несколько отличаются ассортиментом от стандартной точки EVA. В магазинах этого формата в ТЦ функционируют детский уголок, сервисные зоны — зона тестирования кожи, уход за волосами, где работают профессиональные консультанты. Они имеют специальное оборудование, могут проанализировать, а затем предоставить четкие рекомендации по тем или иным средствам. Поэтому в этих магазинах ассортимент товаров по уходу и парфюмерии несколько расширен. В этом и состоит главное отличие. Плана сделать ребрендинг всей сети более чем на 1000 магазинов нет. В новом формате либо открываются новые магазины, либо производится ремонт в существующих, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с учетом новой концепции.
Магазины этого формата нужно открывать в центральных локациях, торговых центрах. На следующий год нет конкретных планов по его развитию, но при наличии интересного предложения по расположению обязательно будем увеличивать количество таких магазинов. Также есть новый проект – создание обособленных отделов с дерматокосметикой в магазинах EVA, который реализуется совместно с партнером – компанией L’Oréal. Пилотный проект уже открылся в магазине на Европейской площади в Днепре.
В стратегии развития учитывается тот факт, что многие украинцы переехали в Киев и Львов. За последние несколько лет открыли многие магазины и там, и там. Были некоторые торговые центры, в которые раньше не могли попасть, а сейчас работаем. Однако важны и другие города. К примеру, в Херсоне понравилась локация для нового магазина. В стратегии не прописано, что должны точно идти только на запад. Оцениваем количество потенциальных покупателей, потенциал района и локации. Из опыта Херсона можно сказать, что скорее других на деоккупированных территориях открываются продуктовые сети, Нова пошта и EVA. Однако всегда учитываем вопросы безопасности, изучаем есть ли персонал. Почти со всеми коллегами, даже находящимися на оккупированных территориях, стараемся все время поддерживать связь.
Есть план «Б» на случай ухудшения ситуации и каждый — директор и персонал — знают, что делать, например, по прилету где-то рядом с магазином. К сожалению, такие случаи были. К примеру, в Черкассах обломок российской ракеты попал в гостиницу, в 100 метрах от магазина. Было разбито стекло, пострадал товар, но уже на следующий день магазин возобновил свою работу. Для магазинов, работающих в Краматорске, Славянске, в Дружковке, недалеко от линии фронта, они имеют определенный запас тары на случай, если нужно будет экстренно вывозить товар. Есть договоренности с логистическими компаниями, которые готовы в критической ситуации быстро эвакуировать какой-то магазин.