Как Varus подходит к системе организации работы сети во время войны
Как сеть супермаркетов Varus адаптировалась к условиям войны в своей работе, что изменила, сколько магазинов потеряла и какие вызовы перед собой видит.
Из 116 супермаркетов Varus сегодня работает 98. Как компания справляется с вызовами войны, готовилась ли к ним и как изменились логистические цепочки сети супермаркетов с начала полномасштабного вторжения российских захватчиков, в колонке All Retail рассказала начальник отдела качества Varus Инна Сироткина. RAU публикует ключевое из ее тезисов.
Война – это форс-мажор, к которому невозможно подготовиться на 100%. Однако, учитывая постоянные информационные сообщения в СМИ о возможности широкомасштабного вторжения в январе-феврале, мы разработали план действий с несколькими сценариями на случай войны. Однако никто не ожидал, что вторжение будет происходить столь масштабно, столько регионов Украины будет под оккупацией врага. Поэтому пришлось действовать, адаптируясь к событиям и работая с вызовами, вставшими перед бизнесом.
С начала полномасштабного вторжения сеть была вынуждена временно прекратить деятельность части своих объектов, расположенных на оккупированных территориях. Так, сейчас не работают маркеты в Донецкой области, потерян контроль над магазином в Энергодаре.
Кроме того, в первые месяцы войны были разрушены и полностью перестроены логистические цепочки. Не хватало водителей, транспорта, горючего… Однако, имеющиеся на складах запасы позволили сети продержаться до возобновления стабильных поставок. Навстречу пошли и поставщики — чтобы сэкономить время, они собственным транспортом подвозили продукцию непосредственно в супермаркеты, минуя распределительные центры.
Изменилось и направление поставок. Да, сейчас весь импорт идет по суше через западные границы. Такой путь увеличивает срок доставки на 1,5-2 недели. Однако это не критично и не влияет на качество продукции.
Varus столкнулся и с разрушением собственного имущества. Во время осады Киева из-за вражеских обстрелов и попадания снарядов в здание разрушен наш склад замороженной продукции. Это делало невозможным доставку в маркеты продуктов, которые при хранении нуждаются в заморозке или охлаждении. Чтобы не допустить разорения полок в киевских магазинах, департамент логистики оперативно нашел новый склад, куда поставщики могли отгружать продукцию.
Также большой проблемой стало и отключение света. Ведь без электричества не работают холодильники, что приводит к порче товаров. Пришлось снабдить супермаркеты генераторами. Однако, к сожалению, это удавалось не всегда. В таком случае, конечно, продукция списывалась и уходила на утилизацию.
Еще один весомый вызов для сети — это то, что часть поставщиков и изготовителей оказались в зоне боевых действий или за пределами подконтрольных Украине территорий, что сделало невозможным дальнейшее сотрудничество с ними. В результате этого пришлось подбирать новых партнеров. Тенденции, которые можно спрогнозировать сейчас, — это увеличение продукции в категориях низкой и средней цены из-за падения доходов населения.
Читайте также