Советы юриста: как избежать штрафов за рекламу на сайте
Старший юрист судебной практики юридической фирмы GOLAW Наталья Мисник о «подводных камнях», возможных при размещении броской рекламе на сайте.
Для привлечения потребителя реклама играет важнейшую роль. Однако владельцам сайтов нужно помнить, что кричащий слоган, размещенный в сети, может привлечь не только покупателя, но и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). При этом Антимонопольный комитет придет первым.
Привлекая внимание потенциальных клиентов, владельцы не задумываются над правовыми последствиями, которые могут возникнуть. Не все уделяют внимание законам о рекламе, о защите прав потребителя, о защите авторских прав и т.д. Такая беспечность, время от времени, приводит к плачевным последствиям в виде значительных штрафов и судебных тяжб. Разберем безобидные на первый взгляд ошибки, влекущие за собой ощутимые правовые последствия.
Ошибка 1: Неполная информация
Не забывайте, что информация, размещенная на сайте — реклама. Все, что вы размещаете, будут подвергать сомнению. И вы должны быть готовы отстоять каждую запятую. Наглядным примером может послужить громкое судебное дело, связанное с рекламной акцией, размещенной на сайте АЗС Shell.
В 2012-13 годах в сети заправок Shell проводилась рекламная акция под кодовым названием «Подарки каждому!» В 2013 году один из потребителей обратился в АМКУ с заявлением, в котором указал, что он является постоянным клиентом АЗС Shell, однако ни разу не получил хоть какого-нибудь подарка. По результатам расследования АМКУ было установлено, что поощрение гарантировались далеко не каждому клиенту АЗС, а лишь тем, кто приобретает более 25 литров топлива и не в виде подарка, а в виде подарочного сертификата, который еще не гарантировал выигрыш. Такие действия Shell были признаны «недобросовестной конкуренцией» в виде распространения информации, вводящей в заблуждение путем сообщения неопределенному кругу лиц неполных, неточных сведений, что может повлиять на намерение этих лиц приобрести товар. За совершение такого правонарушения на собственников АЗС был возложен штраф в размере 5% дохода от реализации продукции — 68 000 грн.
Ошибка 2: Нескромная информация
В попытках создать продающий слоган не стоит перегибать палку. Как бы вы не любили свой продукт, старайтесь оценивать его объективно. Избегайте прилагательных превосходной степени: «лучший», «самый качественный», «отменный», «выдающийся». Замените их на более скромные аналоги: «один из лучших», «один из лидеров», «гарантированное качество» и т.д. Так, например, в апреле 2016 года АМКУ принял решение оштрафовать на 68 000 грн ООО «Колесо-Трейд», торгующее автомобильными шинами, за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. По мнению АМКУ нарушение заключалось в распространении на сайте предприятия информации относительно «самого широкого ассортимента товаров». АМКУ счел такую информацию неправдивой, поскольку в ходе расследования выяснилось, что другой участник рынка – ООО «Трак-Шина-Сервис» предлагал более широкий ассортимент товара. Такая же участь постигла и отечественного производителя женских носков, который на своем сайте нескромно упомянул: «Носки «Житомир»: отменный состав обеспечивает комфорт, элегантность, прекрасные гигиенические качества наших изделий». К сожалению, исследования, проведенные АМКУ, не подтвердили ни отменности, ни элегантности, ни комфорта этого товара. За завышенную самооценку предприятие было наказано штрафом.
Ошибка 3: Сравнительная информация
Сравнивать себя с конкурентами не только некрасиво, но и опасно с точки зрения правовых последствий. Показательным примером является судебный спор между двумя ТВ-провайдерами Диван-ТВ и Воля-кабель. Истцом выступила Воля-кабель, которому не понравился рекламный слоган конкурента: «Диван ТВ – это не ВОЛЯ, это СВОБОДА». За такие сравнения обиженный истец просил взыскать компенсацию в размере 219 240 грн. Спор разрешился в пользу Диван ТВ. Ответчика спасло только то, что слова «ВОЛЯ» и «СВОБОДА» были признаны судом «общеупотребительными синонимами», благодаря чему «Диван-ТВ» избежал ответственности за дерзость. Так или иначе, использовать в рекламе сравнительные характеристики крайне рискованно. Такие действия считаются нарушением законодательства о защите от недобросовестной конкуренции и влекут последствия в виде административной, гражданской или уголовной ответственности.
Краткие выводы и рекомендации:
При оформлении рекламных компаний и публикации слоганов старайтесь придерживаться несложных правил добросовестной конкуренции:
Будьте честны при размещении информации о компании
- Будьте готовы подтвердить свои слова документально
- Не сравнивайте себя с конкурентами
- Не копируйте чужой труд
- Перед запуском сайта проведите тщательный юридический аудит и следуйте его рекомендациям, даже, если они велят переписать тексты и изменить баннеры.