
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Генеральный директор линии магазинов EVA о том, как изменился средний чек в магазинах сети, что происходит с доходами компании, на какие инновации делают ставку во время войны и какой из форматов магазинов сейчас в приоритете.
В эксклюзивном интервью Интерфакс-Украина СЕО сети магазинов EVA Ольга Шевченко рассказала о ключевых направлениях работы компании и планах на развитие. RAU выбрала из материала ключевое.
EVA – крупнейший украинский ритейлер в сегменте товаров красоты и здоровья. Наша доля в структуре национальных сетей drogerie составляет 77%. Компания прибыльная. Магазины EVA чуть ли не в каждом городе и городке Украины в удобных локациях для клиентов. В сети до войны было 8 млн пользователей программы лояльности, из них 6 млн активных, постоянно совершавших покупки. Нашим мобильным приложением пользуется более 1 млн потребителей. Портфель ВТМ насчитывает 51 собственную марку.
В 2021 году мы получили 17 млрд грн без НДС чистого дохода, это на 24% больше, чистая прибыль выросла на 21%. Ставим целью на 2022 год, учитывая потерю 16% магазинов, не показать отрицательную динамику, то есть удержать объемы 2021 года. Насколько нам это удастся, трудно прогнозировать, но мы ставим такую задачу.
Самое болезненное – мы потеряли трех наших людей. Двое погибли на фронте, один сотрудник в результате бомбардировки торгового центра в Кременчуге. Конечно, есть и материальные потери – 300 млн грн по товару, около 60 млн по оборудованию. Сократилась сеть. Сейчас не работает 179 магазинов из 1100, работавших до начала войны. Большинство неработающих находятся на оккупированной территории и в зоне боевых действий. На освобожденных территориях мы стараемся как можно быстрее возобновлять работу. В частности, в столичной области и северных регионах обновили почти все наши магазины.
Продолжаем работу по развитию. Мы не сможем открыть 90 магазинов, как в прошлом году. Но продолжаем работать, подписываем новые договоры. Пока открыто 11 новых, ориентировочно столько же магазинов откроем еще до конца года.
Мы не меняем наш основной формат, средняя площадь магазинов 150–160 кв. м. Есть новый формат, который мы начали развивать в 2019 году – EVA beauty lab, магазины для торговых центров. У нас их было четыре, во время войны закрылось три. Уже возобновлена работа EVA beauty lab в Чернигове, в столичном ТРЦ Retroville. Пока не восстановили в Харькове (ТРЦ Французский бульвар), но надеемся открыть его снова до конца года. Стремимся развивать формат EVA beauty lab, но на этот год предложений пока нет.
Находить компромисс очень тяжело, но удается. Обычно это скидка к арендной плате или приостановка взимания арендной платы там, где магазины не работают. С торговыми центрами попроще. Скажем так, они обучены локдаунами, поэтому почти автоматически не взимают плату, когда закрыты. Насчет стрит-ритейла сложнее, но мы договариваемся.
По такой причине, как несогласованность с владельцем помещения, мы еще не потеряли ни одного магазина в этом году, хотя во время локдаунов подобное случалось.
Что касается партнеров – те, кто возобновил работу, возобновили с нами отношения. Но есть такие, чьи производства уничтожены. К примеру, у нашего поставщика оборудования полностью разрушен завод.
Среднее количество позиций не изменилось – 3,3 позиции в чеке. Средний чек растет за счет роста цен, сейчас составляет 178-185 грн, это на 20% больше по сравнению с летом прошлого года.
Мы никогда не считали долю импортных товаров в целом. Но доля собственного импорта составляет около 15%. До войны наши ВТМ производились более чем в 30 странах. К сожалению, в Украине немного производств – это отдельная тема, почему так мало.
Каждый третий товар, который мы продаем, это СТМ. Доля в деньгах меньше, потому что в основном это товар средней и низкой ценовой категории.
В марте судьба private label существенно снизилась, но уже с апреля она возобновилась и тренд к росту. Есть две причины – возобновилась работа украинских производителей плюс сняты ограничения по критическому импорту. Мы также видим интерес и перспективу отечественных производителей. Есть лидеры, хоть их и мало, но очень высококачественные производства.
За март у нас было падение количества заказов на 40%. Сейчас заказов на 10-12% меньше, чем за аналогический период прошлого года. А в деньгах есть плюс 10% за счет того, что цены на товары в Украине в целом выросли. В 2021 году мы имели долю e-commerce 5,5% всех продаж в сети. Данные в этом году будут обнародованы позже.
Начинаем строительство второй очереди комплекса во Львове. У нас есть большой распределительный центр площадью около 30 000 кв. м, строим вторую очередь площадью 15 000 кв. м только под интернет-магазин. Продолжаем строить распределительный центр в Одессе. С началом войны приостановили, а сейчас возобновили работы на площадке. Там планируется большой распределительный центр, в первую очередь которого строим сейчас – 20 000 кв. м. Там у нас большой участок 60 га, у нас есть возможность расширять комплекс.
Действующие комплексы продолжаем улучшать, расширяем площади за счет мезонинов, устанавливаем конвейерные системы, планируем покупать оборудование для большей автоматизации системы.
В следующем месяце планируем инвестировать в кассы самообслуживания. Также вводим электронные кассовые чеки. Наш интернет-магазин работает по такой системе уже больше года. Сеть начала работу с электронными фискальными чеками с апреля. До конца года из 2500 касс около 300 будут работать на этой технологии. Этот формат очень удобен и для магазина, и для покупателя, а еще он экологичен.
Автоматизируем выдачу интернет-заказов. В этом году откроем точки выдачи во всех наших магазинах, сейчас их работает около 600. Плюс внедряем вайбер-бот, который ускорит и облегчит получение заказов. Очень упорно работаем над развитием мобильного приложения. До войны уже было около миллиона загрузок. Надеемся, что им будут пользоваться еще больше людей. Там будут удобные инструменты и для интернет магазина, и для сети, и для click & collect, когда заказать товар можно в приложении, а затем без очереди забрать сверток в магазине.
Читайте также
Круглая дата: топ-20 фактов по истории сети EVA к юбилею компании