Ольга Шевченко, EVA: Ставим цель на 2022-й – удержать доходы и прибыль на уровне 2021 года
Генеральный директор линии магазинов EVA о том, как изменился средний чек в магазинах сети, что происходит с доходами компании, на какие инновации делают ставку во время войны и какой из форматов магазинов сейчас в приоритете.
В эксклюзивном интервью Интерфакс-Украина СЕО сети магазинов EVA Ольга Шевченко рассказала о ключевых направлениях работы компании и планах на развитие. RAU выбрала из материала ключевое.
О достижениях к 20-летию
EVA – крупнейший украинский ритейлер в сегменте товаров красоты и здоровья. Наша доля в структуре национальных сетей drogerie составляет 77%. Компания прибыльная. Магазины EVA чуть ли не в каждом городе и городке Украины в удобных локациях для клиентов. В сети до войны было 8 млн пользователей программы лояльности, из них 6 млн активных, постоянно совершавших покупки. Нашим мобильным приложением пользуется более 1 млн потребителей. Портфель ВТМ насчитывает 51 собственную марку.
О прибылях
В 2021 году мы получили 17 млрд грн без НДС чистого дохода, это на 24% больше, чистая прибыль выросла на 21%. Ставим целью на 2022 год, учитывая потерю 16% магазинов, не показать отрицательную динамику, то есть удержать объемы 2021 года. Насколько нам это удастся, трудно прогнозировать, но мы ставим такую задачу.
О потерях и развитии, несмотря на войну
Самое болезненное – мы потеряли трех наших людей. Двое погибли на фронте, один сотрудник в результате бомбардировки торгового центра в Кременчуге. Конечно, есть и материальные потери – 300 млн грн по товару, около 60 млн по оборудованию. Сократилась сеть. Сейчас не работает 179 магазинов из 1100, работавших до начала войны. Большинство неработающих находятся на оккупированной территории и в зоне боевых действий. На освобожденных территориях мы стараемся как можно быстрее возобновлять работу. В частности, в столичной области и северных регионах обновили почти все наши магазины.
Продолжаем работу по развитию. Мы не сможем открыть 90 магазинов, как в прошлом году. Но продолжаем работать, подписываем новые договоры. Пока открыто 11 новых, ориентировочно столько же магазинов откроем еще до конца года.
О формате магазинов
Мы не меняем наш основной формат, средняя площадь магазинов 150–160 кв. м. Есть новый формат, который мы начали развивать в 2019 году – EVA beauty lab, магазины для торговых центров. У нас их было четыре, во время войны закрылось три. Уже возобновлена работа EVA beauty lab в Чернигове, в столичном ТРЦ Retroville. Пока не восстановили в Харькове (ТРЦ Французский бульвар), но надеемся открыть его снова до конца года. Стремимся развивать формат EVA beauty lab, но на этот год предложений пока нет.
О сотрудничестве с арендодателями и партнерами
Находить компромисс очень тяжело, но удается. Обычно это скидка к арендной плате или приостановка взимания арендной платы там, где магазины не работают. С торговыми центрами попроще. Скажем так, они обучены локдаунами, поэтому почти автоматически не взимают плату, когда закрыты. Насчет стрит-ритейла сложнее, но мы договариваемся.
По такой причине, как несогласованность с владельцем помещения, мы еще не потеряли ни одного магазина в этом году, хотя во время локдаунов подобное случалось.
Что касается партнеров – те, кто возобновил работу, возобновили с нами отношения. Но есть такие, чьи производства уничтожены. К примеру, у нашего поставщика оборудования полностью разрушен завод.
О среднем чеке
Среднее количество позиций не изменилось – 3,3 позиции в чеке. Средний чек растет за счет роста цен, сейчас составляет 178-185 грн, это на 20% больше по сравнению с летом прошлого года.
Об импорте и ВТМ
Мы никогда не считали долю импортных товаров в целом. Но доля собственного импорта составляет около 15%. До войны наши ВТМ производились более чем в 30 странах. К сожалению, в Украине немного производств – это отдельная тема, почему так мало.
Каждый третий товар, который мы продаем, это СТМ. Доля в деньгах меньше, потому что в основном это товар средней и низкой ценовой категории.
В марте судьба private label существенно снизилась, но уже с апреля она возобновилась и тренд к росту. Есть две причины – возобновилась работа украинских производителей плюс сняты ограничения по критическому импорту. Мы также видим интерес и перспективу отечественных производителей. Есть лидеры, хоть их и мало, но очень высококачественные производства.
Об онлайн-направлении и логистике
За март у нас было падение количества заказов на 40%. Сейчас заказов на 10-12% меньше, чем за аналогический период прошлого года. А в деньгах есть плюс 10% за счет того, что цены на товары в Украине в целом выросли. В 2021 году мы имели долю e-commerce 5,5% всех продаж в сети. Данные в этом году будут обнародованы позже.
Начинаем строительство второй очереди комплекса во Львове. У нас есть большой распределительный центр площадью около 30 000 кв. м, строим вторую очередь площадью 15 000 кв. м только под интернет-магазин. Продолжаем строить распределительный центр в Одессе. С началом войны приостановили, а сейчас возобновили работы на площадке. Там планируется большой распределительный центр, в первую очередь которого строим сейчас – 20 000 кв. м. Там у нас большой участок 60 га, у нас есть возможность расширять комплекс.
Действующие комплексы продолжаем улучшать, расширяем площади за счет мезонинов, устанавливаем конвейерные системы, планируем покупать оборудование для большей автоматизации системы.
Об инновациях
В следующем месяце планируем инвестировать в кассы самообслуживания. Также вводим электронные кассовые чеки. Наш интернет-магазин работает по такой системе уже больше года. Сеть начала работу с электронными фискальными чеками с апреля. До конца года из 2500 касс около 300 будут работать на этой технологии. Этот формат очень удобен и для магазина, и для покупателя, а еще он экологичен.
Автоматизируем выдачу интернет-заказов. В этом году откроем точки выдачи во всех наших магазинах, сейчас их работает около 600. Плюс внедряем вайбер-бот, который ускорит и облегчит получение заказов. Очень упорно работаем над развитием мобильного приложения. До войны уже было около миллиона загрузок. Надеемся, что им будут пользоваться еще больше людей. Там будут удобные инструменты и для интернет магазина, и для сети, и для click & collect, когда заказать товар можно в приложении, а затем без очереди забрать сверток в магазине.
Читайте также
Круглая дата: топ-20 фактов по истории сети EVA к юбилею компании