Сергей Король, сеть аптек D.S.: Внутренняя эффективность и фокус на людях – наша стратегия в военное время
Исполнительный директор сети аптек D.S. рассказывает о том, как компания видит свое развитие в текущем году и какие тенденции господствуют на розничном фармацевтическом рынке.
В прошлом году сети аптек D.S. исполнилось 30 лет. Несмотря на войну, компания продолжает свое развитие и обеспечивает украинцев всеми необходимыми средствами для поддержания здоровья. В настоящее время под вывеской D.S. работают около 400 аптек, включая франчайзинговые. Сеть входит в топ-10 игроков отечественного аптечного рынка по разным рейтингам и имеет хорошую деловую репутацию и доверие клиентов и персонала. Каждый день аптеки D.S. обслуживают около 50 000 посетителей, а карту клиента получили уже более 1,5 миллиона потребителей. В интервью RAU исполнительный директор сети аптек D.S. Сергей Король рассказал, как сеть решает кадровые вопросы в условиях войны, какие инновационные технологии внедряет, как решает логистические проблемы и в каких регионах планирует развиваться в этом году.
— На чем сосредоточено развитие вашей компании в этом году?
– Прежде всего, на контроле за доходностью и расходами. Для нас выполнение плановых финансовых показателей – это вклад в экономику Украины в условиях военного положения. Теперь осовремениваем функционал онлайн-сервисов, ищем способы повысить производительность труда и прибыльность аптек. Активная общественная позиция – также важный элемент нашей деятельности на год, в частности, это благотворительная деятельность, помощь армии, сотрудничество с фондами и благотворительными центрами, общественными организациями, волонтерство.
С начала активной фазы войны сетью аптек D.S. предоставлено разного вида помощи в пределах 10 млн грн – в значительной степени за счет собственных возможностей, но и с привлечением наших партнеров, работников и клиентов. Также мы почти полностью перевели на «социальные» рельсы наш туристический проект – интерактивный музей «D.S. Тайная аптека» во Львове – который на протяжении всего военного времени активно работает для детей-переселенцев.
Как одна из крупнейших украинских фармацевтических компаний, мы продолжим активное участие в государственных социальных и других медицинских программах для пациентов, развивать сотрудничество со страховыми компаниями.
— Назовите ключевые проблемы, с которыми сталкиваетесь после года полномасштабной войны?
— Работать в условиях войны означает, кроме повседневной работы, еще и постоянно прилагать организационные, финансовые и волонтерские усилия для поддержания нашей экономики и приближения победы.
Также важно помнить, что одного рецепта для решения всех проблем, к сожалению, нет, однако во всех случаях актуальны коммуникация, понимание и поддержка друг друга. В сложные времена чрезвычайно важно держаться вместе и совместно преодолевать проблемы.
— Как сеть аптек D.S. решает кадровые вопросы в условиях военного времени?
— В прошлом году в нашей сети в общей сложности появились почти 400 новых работников, 43 из них – временно перемещены из Киевщины, Северодонецка, Луганска, Чернигова, Харькова, Мелитополя, Днепра, Черкасс, Житомирской, Запорожской и Николаевской областей. Кто-то из них станет членом нашего коллектива надолго или навсегда, а кто-то вернется или уже вернулся в родной город. Рады, что смогли дать каждому из них чувство безопасности и возможность работать.
— Сколько аптек в вашей сети было до начала военного вторжения и какое количество работает сейчас? На развитие в каких регионах сделаете ставку в этом году и сколько аптек в планах?
— В общем, количество аптечных заведений в нашей сети не изменилось, хотя в течение года были и закрытия, связанные, в том числе, с военными действиями, и открытие аптек. Некоторые аптеки прекратили деятельность из-за значительного сокращения посещаемости, как в Киеве, а где-то, наоборот, компания нашла новые места с потенциалом к развитию. Сегодня в составе сети D.S. работает 380 аптек в 15 областях Украины, из них 44 – франчайзинговые.
В 2023 году планируем расширять сеть наших аптек во всех регионах нашего присутствия, в том числе путем франчайзинга, с соблюдением единых стандартов торговой марки D.S. Безусловно, мы не исключаем возможность открыть аптеки и в других перспективных регионах, но будем принимать такие решения, опираясь на рациональную оценку рынка и готовность компании. Всего в планах открытия около 50 новых аптечных заведений в 2023 году.
— Расскажите об услуге резервирования и доставки лекарств. Как это работает и насколько востребовано у покупателей?
— Чаще всего клиенты резервируют лекарства через сайты-агрегаторы, такие как Tabletki.ua. Спрос на эту услугу полностью зависит от конкретного региона. К примеру, резервирование лекарств наиболее популярно среди клиентов в Киеве и Львове – и находится на уровне 12-15% покупок. В меньших областных центрах это не слишком популярная услуга, а в небольших городах и селах – тем более.
Что касается доставки, то она активно развивалась до полномасштабной войны, в период обострения пандемии. После 24 февраля 2022 года стала менее востребованной. Логистика сейчас достаточно дорогая, а ни один из логистических сервисов полностью не обеспечивает полный объем услуг. Аналогично с резервированием, доставкой пользуются преимущественно в больших городах, поэтому мы не можем говорить об общем спросе и единой системе по всей Украине. Это точечная услуга.
Мы понимаем, что клиенты все же предпочитают общение с фармацевтом, консультациям и качественной фармопеке – во время посещения аптеки.
— Насколько на онлайн направление повлияли военные действия? Какое сейчас соотношение онлайн-продаж с офлайн-продажами?
— В нашей сети на онлайн приходится примерно 10% продаж. На самом деле, в последнее время мы наблюдаем более низкий спрос на онлайн-продажи, однако следует понимать, что он не исчезает. Также мы заметили, что спад и рост онлайн-продаж обычно одновременны с колебаниями оффлайн-продаж. Поэтому фактически оба направления развиваются с одинаковой динамикой.
— Повлияла ли ситуация в стране на процесс внедрения инновационных технологий в работу компании? Планируете ли вы внедрять в свою деятельность GPT, другие новые сервисы?
— Мы разработали проект по внедрению в работу сервисов, приближенных к искусственному интеллекту, еще до того, как GPT получил общемировое внимание. Одна из идей заключалась в персонифицированном подборе предложений нашим клиентам посредством расчета ряда алгоритмов. На самом деле это интересный проект, и в известном смысле к таким сервисам в конечном итоге будет стремиться фармацевтический бизнес будущего. Однако, рассчитав соотношение расходов и потенциальной прибыли через такой канал, компания пришла к выводу, что сейчас этот проект нецелесообразно для реализации, ведь окупиться он смог бы не раньше, чем через 20 лет.
Помимо финансового барьера есть и нравственная сторона – коммуникация между фармацевтом и клиентом – это часто разговор на чувствительные темы, в которых искусственный интеллект не сможет быть осторожным.
Сейчас есть смысл применять GPT в автоматизации рутинных процессов, оставляя управление искусственным интеллектом человеку. Безусловно, война негативно повлияла на процесс внедрения инновационных технологий в работу компании, ведь приоритетными стали вопросы по обеспечению людей медикаментами и поддержка жизнедеятельности компании.
— Как изменились логистические цепи из-за войны? Планируете их перестройку сеть аптек D.S. в этом году?
— Проблема логистики была актуальна в первые недели и месяцы войны, в дальнейшем все довольно быстро перестроилось и наладилось. Существенных изменений в логистике или проблем с ней нет. Единственное, что поняла едва ли не каждая компания: потребность в буферном составе или налаженное сотрудничество с организацией, которая сможет, при необходимости, перевезти или доставить товар.
— Какие суммарные убытки понесла компания в результате 12 месяцев российской агрессии?
— Считать ущерб, нанесенный военным вторжением россии на территорию нашего государства, очень сложно. Существует ряд подходов к тому, как именно можно их определить, что принимать во внимание и т.д.: от анализа утраченных активов до возможностей, которые не были реализованы. В связи с тем, что сеть аптек D.S. локализована преимущественно на территории Украины по правому берегу Днепра – потеря активов в результате войны не существенна. Несколько большие потери касаются нереализованных планов, которые могли бы принести доход, и, безусловно, существенно отразилась на работе компании потеря деловых партнеров, чьи мощности были расположены на территориях, где происходили или продолжают боевые действия.
Также следует понимать, что в начале полномасштабной войны понятие потерь или конкуренции было стерто: компании пытались помогать друг другу, эвакуировать работников других сетей с оккупированных территорий, выкупали товары своих «соседей», держали постоянную коммуникацию между собой и Министерством здравоохранения. чтобы понимать потребности в тех или иных препаратах в определенных регионах и в целом делали все, чтобы население государства было обеспечено медикаментами и фармацевтическая отрасль Украины устояла и продолжила свое развитие.
В завершение хотел бы сказать, что несмотря на очень сложные и непредсказуемые испытания, выпавшие на долю нашей страны, несмотря на потери, так или иначе испытанные каждой украинской семьей, все мы бесспорно стали сильнее, мудрее и человечнее. Это и останется основными ценностями нашей нации и государства после победы.
Справка:
Что означает названиеD.S.?
D.S. – сокращенное обозначение латинских слов Dа. Signa. Это легендарный медицинский термин, используемый при выписывании рецепта еще со времен Гиппократа и означает обращение врача к фармацевту выдать пациенту необходимое лекарство и указать способ их употребления: Dа – «выдай», Signa – «напиши, обознач».
В этом и кроется основное содержание работы аптеки: каждый посетитель должен получить необходимые ему лекарства и исчерпывающую информацию о правилах их приема.
Dа. Signa. – это традиция, это настоящая аптека.