Сергей Шульга, SHEN: SMART решения в обслуживании и управлении недвижимостью

Сергей Шульга, SHEN: SMART решения в обслуживании и управлении недвижимостью

28.11.2017 09:00
  804
Ukrainian Retail Association

Управляющий директор компания SHEN о развитии facility-менеджмента в Украине, дальнейших перспективах рынка, автоматизации управления недвижимости, а также о том, какие преимущества сулит бизнесу передача непрофильных задач на аутсорс.

Читайте українською

Несмотря на популярность таких услуг за рубежом, рынок facility-менеджмента в Украине находится на этапе становления. Международные гиганты делают упор на программные и облачные технологии для управления недвижимостью. Один из национальных операторов — группа SHEN — также видит в этом перспективу для развития украинского рынка. В интервью RAU управляющий директор SHEN Сергей Шульга рассказал о том, какие услуги предоставляет компания для ритейла и предприятий других сфер деятельности, в чем преимущества передачи недвижимости на обслуживание FM-компании, как развивается facility-менеджмент в Украине, перспективах автоматизации рынка, и о том, какие тренды будут преобладать на рынке в ближайшие годы.

— Сергей, расскажите о SHEN и роли развития Facility Management в Украине?  

— SHEN — это Facility-компания, которая занимается систематическим и координированным управлением объектами, инфраструктурой объектов и производственным оборудованием для их долгосрочной работы, минимизации рисков и расходов в течение всего жизненного цикла.

Проще говоря — это целый комплекс услуг по обслуживанию объектов недвижимости. Основные услуги, которые входят в комплекс FM: клининг, охрана, техническое обслуживание недвижимости, кейтеринг, поставка товаров, благоустройство территорий, капитальное строительство, холодоснабжение, кондиционирование, вентиляция и электротехнические работы. Благодаря системным продуктам даже такие традиционные услуги как клининг трансформируются в высокотехнологичные процессы. Наш рынок не дорос до полностью автоматизированных роботов-уборщиков, упаковщиков, охранников и т. д., но уже сейчас мы работаем над тем, чтобы клиент мог в режиме онлайн получать всю необходимую информацию и аналитику по объектам, а мы в свою очередь могли моментально реагировать на изменяющуюся ситуацию в торговом зале, а также анализировать и планировать необходимые работы.  

Услуга facility-менеджмента очень популярна по всему миру. По данным IFMA (International Facility Management Association), в 2016 году объем мирового рынка facility-менеджмента составил $1,12 триллиона. Ежегодный рост отрасли составляет около 7-10%.

Отдельно хотел бы отметить, что международный ФМ нацелен на автоматизацию всех возможных процессов. Причин для такого развития рынка несколько: жесткая конкуренция на рынке развитых стран, высокие цены на энергоресурсы, рабочую силу, вынуждает компании максимально сокращать расходы без потери качества товаров и услуг. Там, где традиционные методы уже опробованы, на помощь приходит именно автоматизация: набирающий популярность Интернет вещей, как основа для “умных” зданий, а также ПО для оптимизации обслуживания и эксплуатации здания.

— Насколько популярна услуга facility-менеджмента в Украине?

— Пока что она не настолько востребована, как к примеру,  в Европе или на рынке Америки. На украинском рынке не так много компаний, которые предоставляют услуги facility. Есть несколько зарубежных игроков, которые работают, прибегая к услугам подрядных компаний. При этом SHEN – одна из немногих национальных компаний, созданная в Украине, развивающая рынок facility-менеджмента и предоставляющая услуги своими силами, управляя процессами на основании IT-платформы.

— Почему вы считаете, что ФМ будет активно развиваться?

— Развитие сферы facility в Украине произойдет вместе с повышением конкуренции. Собственники начнут понимать, что более выгодно отдавать непрофильные услуги на аутсорс, получая при этом не только качественные услуги, но и интеграцию всех бизнес процессов в единую систему, благодаря системным продуктам. Одна из наших задач – донести до собственников бизнеса в Украине, что это единственно верный путь.

Время — деньги

— В чем же главные преимущества передачи непрофильных услуг на аутсорс?

— Этих преимуществ много. Главное из них — это ВРЕМЯ, которое освобождается и может использоваться на развитие основного бизнеса. Сейчас многие директора компаний в Украине около 30% своего времени тратят на то, чтобы организовать клининг, провести реконструкцию или ремонт, проконтролировать цены, сроки и качество выполняемых подрядчиками ремонт и т. д.

Facility-менеджмент позволяет освободить это время, чтобы топ-менеджер мог заниматься своей главной задачей – увеличением продаж и прибыльности бизнеса.

Кроме того, facility-менеджмент дает возможность бизнесу избежать дополнительных рисков. Содержание объекта недвижимости – это наш профиль. Мы знаем, как это делать, у нас есть специалисты, которые умеют выполнять это качественно, и мы постоянно отслеживаем передовые тренды. При этом затраты на обслуживание спланированы и стабильны, а все риски, возникшие по причине некачественного обслуживания систем, компенсируются FM-компанией.

— Насколько дороже комплексное обслуживание недвижимости, по сравнению с самостоятельным управлением?

Все зависит от конкретного случая, но зачастую, заказ услуги facility-менеджмента не влечет за собой роста затрат, а напротив – позволяет сократить расходы. Зачастую клиент считает только прямые затраты и не учитывает расходы на бухгалтерию, юристов, риски, амортизацию зданий и т. д. По итогу услуги facility-менеджмента дают значительную экономию. И при этом мы берем на себя риски, связанные с техническими неисправностями и обеспечиваем контроль качества выполняемых услуг.

— Какие услуги facility-менеджмента уже сейчас пользуются наибольшей популярностью в Украине и кто чаще всего становится заказчиком таких услуг?

— Среди основных услуг, которыми пользуются заказчики facility в нашей стране – клининг, охрана, техническое обслуживание недвижимости. SHEN предоставляет все эти услуги. Изучаем возможность добавить еще и кейтеринг, так как видим потребность рынка в нем.

Что касается заказчиков, то основной пул наших клиентов – это ритейл. Также занимаемся торговой, складской, офисной и промышленной недвижимостью.

Эффективность прежде всего

— Какими темпами растет SHEN и на каких аспектах развития концентрируется?

— Компании растет каждый год уже 11 лет со времени основания. Однако мы сейчас не стремимся увеличить количество сотрудников, акцент делаем на то, чтобы добиться большей эффективности бизнеса. Также двигаемся в направлении диверсификации. Если раньше нашим основным клиентом была корпорация Fozzy Group, ее удельный вес в бизнесе достигал 80%, то теперь она занимает менее 50%. Еще одно ключевое направление развития – это инновации и автоматизация процессов. Мы видим, что с ужесточением конкуренции на рынке, все больше компаний приходит к пониманию необходимости автоматизировать не только финансовые, административные, складские бизнес-процессы, но и вопросы, связанные непосредственно с обслуживанием недвижимости, где есть возможность для существенной оптимизации работы и экономии ресурсов.

— Как долго работаете и какие основные услуги предоставляете для Fozzy?

— С Fozzy Group работаем уже семь лет и основной пакет — это клининг и техническое обслуживание недвижимости: начиная с замены ламп, и до ремонта кондиционеров, систем вентиляции или оборудования.

В сети магазинов Фора нет ни одного специалиста, который занимается техническим обслуживанием. И это правильно, ведь ритейл должен продавать.

Компания-подрядчик не просто контролирует качество предоставленных работ, мы даем возможность делать это удаленно в режиме онлайн, с помощью специализированной системы. Мы очень благодарны Fozzy Group за многолетнее сотрудничество, возможность понять рынок  и “набить шишки”.

— В интервью часто упоминаете, что ваши услуги базируются и управляются на базе автоматизированных систем. Расскажите вкратце об этом.

— Вопрос даже не в системе, а  в продукте и бизнес модели. Мы перешли на уровень, когда стандартные ФМ-процессы организовываем на базе IT-платформы.

В нашей компании большинство бизнес-процессов, как внутренних так и внешних, ход выполнения работ, использованные ресурсы, документация, качество, стоимость и удовлетворенность клиента организовывается и контролируется системой. Также благодаря системе клиент в режиме онлайн может видеть как обслуживается его недвижимость и оборудование.

Раньше люди решали все. Сейчас люди  в связке с IT-системами делают бизнес эффективным.

Какие конкурентные преимущества SHEN?

— Мы работаем только с теми клиентами, с которыми можем вырасти вместе. Когда мы рассматриваем возможный контракт, в первую очередь мы смотрим на перспективы, как для нас, так и для клиента, с точки зрения эффективности и той ценности, которую ожидает клиент и которую предоставляет наша компания. Если понимаем, что клиента интересует только снижение цены, то скорее всего не будем рассматривать данный контракт. Для нас важно, чтобы клиент, который сотрудничает с нашей компанией, понимал ценности facility-менеджмента.

Сдерживающий фактор

— По вашему мнению, что сдерживает развитие facility-менеджмента в Украине?

Сейчас многие компании не доверяют аутсорсу из-за низкого качества предоставляемых услуг. К сожалению, это обусловлено тем, что большинство компаний хотят закрывать эти услуги за минимальный бюджет. Но когда ритейлер заказывает дешевую услугу, то и ее качество будет соответствующее. Ведь исполнитель также будет привлекать специалистов на минимальную зарплату, покупать дешевые материалы и т. д. 

Компании, которые соглашаются работать за минимальный бюджет, обещая высокое качество, и в результате предоставляют некачественный продукт, просто разрушают доверие к аутсорсу в принципе.

Подобные ошибки делала и наша компания. Мы сделали выводы, сфокусировались на рынке, на продукте и сейчас развиваемся более осмысленно.

— Есть ли проблема с персоналом в facility-менеджменте? Насколько сложно найти квалифицированный персонал?

— Проблема с кадрами действительно существует. Но мы понимаем, что на текучесть персонала влияет не только внешние факторы, такие как открытые границы, быстрые темпы роста цен и зарплат, но прежде всего, менеджмент и модель управления компании.

В Украине нет профессионалов в области facility-менеджментa. Видя эту проблему и стремясь формировать и развивать рынок в Украине, мы в компании организовали Академию Facility, которая в данный момент готовит специалистов для компании SHEN, а в будущем будет обеспечивать обучение специалистов facility-менеджментa для Украинского рынка.

Если еще раз задать вопрос, как компания SHEN развивает рынок facility-менеджментa в Украине, то можем смело ответить, что, во-первых, мы находим и заводим в Украину инновационные IT-системы, позволяющие автоматизировать все процессы, связанные с facility-менеджментом. И во-вторых, мы стремимся с помощью Академии, сделать рынок facility более профессиональным.

Читайте также — 

Олексій Пашунов, Амстор: В перезапуск ТЦ інвестували 150 мільйонів гривень


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка