Руслан Шостак, Varus и EVA: Сейчас я формирую корпорацию Тервин, в которую войдут 17 компаний

Руслан Шостак, Varus и EVA: Сейчас я формирую корпорацию Тервин, в которую войдут 17 компаний

02.10.2023 08:45
  726
Костянтин Симоненко

Совладелец ведущего украинского ритейлера в сегменте drogerie EVA и сети продуктовых супермаркетов Varus о том, как подготовить бизнес к войне, созданию новой корпорации, конкурсу от АРМА и о том, вырос ли уровень коррупции после того, как прошла самая опасная фаза российской агрессии.

Украинский бизнесмен и благотворитель Руслан Шостак в интервью NV Бизнес рассказал, как сети EVA и Varus, потерявшие до 20% своего бизнеса после полномасштабного российского вторжения, адаптировались к новой реальности, сколько потеряли и как намерены развиваться. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этого рассказа.

О роли руководителя

Операционной деятельностью не занимался как до войны, так и сейчас. Моя миссия в компании стратегическая — определить направление развития, вдохновить команду, помочь с принятием решения, если возникнет такая потребность. К примеру, подготовить бизнес к войне. Поэтому склады EVA и Varus к началу войны были заполнены, а сотрудники морально готовы к тем событиям, которые произошли 24 февраля 2022 года. Продукты питания и товары первой необходимости находились во всех наших магазинах. Вот в этом и состоит моя роль как руководителя.

О модели дискаунтера в Украине

EVA – магазин товаров для красоты и здоровья, где покупатели могут найти все необходимое с учетом своих возможностей. Varus – это классический супермаркет, работающий в среднем ценовом сегменте. Поэтому у нас нет широкого ассортимента премиальных товаров как в некоторых магазинах других сетей. Сложно сказать, как выглядит дискаунтер в Украине. Практически вся страна торгует социальными продуктами, их можно обнаружить на полках даже премиальных магазинов по цене дискаунтера. Поскольку у нас, во-первых, это регламентировано законодательством. А во-вторых, реакция покупателей на несправедливые цены достаточно жесткая.

О вкусах украинцев

Потребители переориентируются на потребление более дешевых, социальных продуктов питания. Мы фиксируем рост спроса на эти продукты. На этой группе и до войны было сложно зарабатывать. Мы не ставим перед собой цели зарабатывать на социальных группах товаров.

У нас фиксированная наценка на те или иные группы товаров. Если речь идет о социальных группах продуктов, то наценка не превышает 10%. И, соответственно, мы пытаемся вложить в эту сумму аренду, заработную плату, растущие коммунальные платежи.

Потери компании из-за войны

Совокупно компания потеряла более 1 млрд. грн. Это много. EVA и Varus потеряли до 20% бизнеса. Это и магазины на временно оккупированных территориях, и разрушение из-за атак. В прошлом году суммарный доход группы компаний, включая EVA и Varus, составил около 50 млрд грн. Сейчас не время называть конкретные цифры оценки нашего бизнеса. До войны, по оценке западных экспертов, наши активы стоили $1,5 млрд.

О персонале

У каждой компании есть своя система мотивации, которая построена под тот или иной тип бизнеса. Зарплата большей части сотрудников зависит от результатов работы. Компании действительно получили прибыль, но война не закончилась и возможны потери.

Люди сейчас находят работу мгновенно. Из страны уехало от 5 до 7 млн человек. Это трудоспособное население – работники и покупатели. У нас появились вакансии, которые мы закрываем с трудом. Проблема найти продавцов, персонал на склад, менеджеров и топ-менеджеров. После войны проблема с персоналом может усугубиться. Вакансий будет больше предложений на рынке труда.

О распределении дохода между бизнесами

Большую часть выручки занимает ритейл, его доля – 60-70%. Остальные проекты приносят 30-40%. У нас были разные компании. Сейчас я формирую корпорацию Тервин, в которую войдут мои активы. Это 17 компаний, которые находятся в управлении моей команды. Появляются новые проекты и мы хотим правильно построить систему управления и структурировать ее. Это распространенная практика.

Партнер Валерий Киптик (с которым мы делим бизнес 50 на 50) в свое время развивался в сфере дистрибуции и в производстве, эти проекты остались у него, он хорошо разбирается в этих направлениях. Я больше занимаюсь ритейлом.

О Метрополисе и других ТРЦ

После покупки ТРЦ Метрополис, якобы принадлежавший так называемой группе ВС Энерджи, этот объект арестовали. Но бизнес работает, продолжаются суды, наличие арестов препятствует нашей стратегии развития ТРЦ. Актив купили на открытом рынке у украинских владельцев. До 2022 года в нашей стране не считалось, что, например, компании с российскими акционерами, представляют угрозу для нашего существования. Если обнулять все сделки, проведенные после 2014 года, их будет сотни тысяч.

Если государство сейчас примет такую стратегию, возражать не будем. У нас есть опыт потери бизнеса в Крыму, в Донецке, когда потеряли многие сотни миллионов гривен. Наши юристы работают над взысканием с россии компенсации за потерю крымских активов. Несмотря на негативный опыт сейчас ведем переговоры о покупке других торговых центров в Украине.

О продукции Винницабытхим

Второе крупное событие – это победа в конкурсе Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) на право управления заводом Винницабытхим. Недавно Киевский окружной административный суд отменил решение назначить дистрибьюторскую компанию Крайтекс-Сервис управителем завода Винницабытхим. Предприятие смогло проработать чуть больше трех месяцев. Соглашение оспаривает компания, которая меньше нас. Сможет ли она потянуть завод? Заинтересована ли она в его развитии? Мне кажется, нас невозможно сравнивать. Правильное решение приняла АРМА или нет, выбирая управляющего, судить не мне. Но я точно понимаю, что другие не будут вкладывать 400 млн грн в этот проект.

О налоге на развлечения

Война не должна отнять у нас любовь к жизни. Не нужно осуждать и провоцировать чувство вины у населения. Однако необходимо найти баланс ожиданий военных и мирных жителей. Снять напряжение в обществе поможет военный налог на развлечения – 5% от суммы чека. Тогда люди не будут испытывать чувство вины за поход в ресторан или кинотеатр, а наоборот, будут благодарить военных за такую возможность. А солдаты получат дополнительный ресурс.

О реинтеграции ветеранов

Необходимо, чтобы у каждого бизнеса появилась программа реабилитации и поддержки ветеранов. У многих уже есть готовые решения. Сейчас они усовершенствуются. У нас более 1000 человек на фронте, и мы, разумеется, готовы к их возвращению. Будем оказывать им психологическую поддержку, и если потребуется — переучивать. Поможем адаптироваться.

Также нужно готовить городскую инфраструктуру к возвращению ветеранов с особыми потребностями. Чтобы они получили доступ абсолютно ко всем объектам: магазинам, парикмахерским, ресторанам. Это важнейшая задача для формирования здорового общества.

О планах на будущее

Разумеется, мы продолжаем развивать свой бизнес, поддерживать экономику Украины. Поэтому отложили планы выхода на другие рынки до победы. В то же время огромное внимание уделяем социальным проектам. Нужно четко понять, что украинского бизнеса без Украины нет. На фронте должны воевать деньги каждого бизнесмена – в виде пикапов, дронов – чего угодно. Наша сила в единстве. Тогда у врага просто не останется шансов.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка