
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Официальный представитель Alibaba в русскоязычном регионе и основатель Школы международной торговли на Alibaba о главных трендах международного e-commerce на ближайшие годы
Павел Ковтуненко, основатель консталтинговой компании по международному импорту и экспорту Atlasell, официальный представитель Alibaba в русскоязычном регионе и основатель Школы международной торговли на Alibaba, рассказал MMR о главных трендах международной интернет-торговли на ближайшие годы. RAU публикует сокращенную версию материала.
Объемы электронной коммерции в последние несколько лет увеличиваются в геометрической прогрессии. Так, в 2017 году этот рынок достиг $2,3 трлн. Ожидаемый показатель на 2021 год составляет $4,5 трлн. Уже сейчас 10% розничных продаж в США находится в сегменте электронной торговли.
Это понятие становится одним из трендов, который применяет Alibaba Group. Время интернет-магазинов, которые перепродавали недорогие китайские товары с солидным «наваром», уже практически ушло. Год назад мы запустили официальную русскоязычную поддержку для Украины и стран СНГ, а недавно еще и запустили школу международной торговли на Alibaba. И как только компания наладит оперативную доставку товаров из Китая, дни мелких и средних игроков на этом рынке будут сочтены.
Полтора года назад за $1 млрд компания приобрела контрольный пакет акций Lazada. Это крупнейшая торговая площадка в Юго-Восточной Азии. Ее представительства работают в Индонезии, Филиппинах, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Сингапуре. Lazada обслуживает 560 млн потребителей в регионе. Благодаря этой покупке, Alibaba заняла доминирующее положение на азиатском рынке.
Такая покупка смогла решить и множество других проблем, связанных с расширением рынка в указанные страны: географические нюансы, доступ в интернет, язык, законы, административные процедуры, предпочтения клиентов.
В это же время другой интернет-гигант Asos объявил о закрытии своих подразделений в Китае. Asos как гостю не удалось навязать конкуренцию Alibaba. Причина – нюансы и особенности местного рынка, которые Alibaba в Юго-Восточной Азии решила покупкой Lazada.
Идея, конечно, не нова. Всем нам известна «Черная пятница» или всевозможные ярмарки. Но вот масштабы электронных торговых фестивалей поражают своим размахом. Главная задача подобных мероприятий – разблокировать желание потребителей. И скажем, что у e-сommerce-торговцев это получается весьма успешно. Самыми известными фестивалями электронной коммерции являются: Double 11 (Китай) и Cyber Monday (США).
В прошлом году в период с 1 по 11 ноября (дни проведения фестиваля «Дубль 11») объем продаж Alibaba составил 168 млрд юаней, при росте 39%. Главный конкурент JD.com в эти же дни достиг цифры в 127 млрд юаней с ростом более 50%. В США электронные продажи в Cyber Monday e-сommerce Sales (2017) составили $6,59 млрд.
Эти и другие аналогичные фестивали базируются на создании коллективного энтузиазма (ажиотажа) для совершения покупок. В эти дни потребитель склонен к экспериментам, покупкам новых вещей и продуктов. Также это отличная возможность для новых брендов, входящих на рынок, показать себя.
Понятие «новая розничная торговля» была придумана Джеком Ма в 2016 году. Идея основывается на том, что онлайн- и офлайн-торговля не конкурируют, а объединяются. Концепция базируется на интеграции online- и offline-элементов розничной торговли: продукт, услуги, логистика, информация, маркетинг, управление.
Но и здесь инициатива принадлежит онлайн-игрокам. Недавно Alibaba инвестировала $2,87 млрд в крупнейшую в Китае автономную розничную группу Sun Art.
Классический пример того, как Alibaba развивает бизнес в модели Online to Offline, является Hema Supermarket. Hema – это магазин со свежими продуктами, импортными товарами и услугами питания. В общем, классический супермаркет. Но, перед тем, как сделать покупку, потребителю рекомендуют загрузить приложение, через которое приобретаются продукты. Расходы и профили потребителей сохраняются в интернете.
Эту идею воплощает в жизнь еще один китайский гигант JD.com. Он запустил аналогичное предложение под названием 7Fresh.
Платежи с помощью Alipay и WeChat Pay — самые популярные онлайн-платежи в Китае. И они уже стали неотъемлемой частью платформы Alibaba. Платежи в этих системах принимаются как в онлайн-режиме, так и автономно. Благодаря тому, что Alipay и WeChat Pay имеют высокую степень интеграции в жизнь потребителей, они очень удобные и доступные для оплаты. Почти полмиллиарда предприятий из Поднебесной используют в своей деятельности Alipay. Потребитель так привык к этой системе, что, выезжая за границу, продолжает ее использовать.
Подобно тому, как кредитные карты стимулировали спрос и позволяли делать крупные покупки на таких рынках, как США, то финансирование от e-tailers выполняет такую же функцию в Китае. При этом поставщики потребительских займов также заинтересованы в сотрудничестве с такими системами, предоставляя комплексные портфели услуг.
Alibaba агрессивно и уверенно глобализирует систему Alipay, поскольку инвестирует и приобретает финансовые активы за пределами Китая. Таким образом, до того момента, когда вы будете пользоваться Alipay вместо привычных Mastercard осталось совсем немного.
Особенности социальных сетей, в которых люди общаются друг с другом, делают их идеальным местом для обмена информацией и продвижения продуктов. По мере роста количества мобильных пользователей повышается и значимость социальных сетей.
Увеличение объемов мобильной коммерции обусловила переход рекламы e-tail от открытого к замкнутому циклу. Таким образом, социальные медиа стали важным инструментом для маркетинга, особенно при взаимодействии с потенциальными клиентами.
Социальные сети являются идеальным полем, на котором розничные торговцы могут создавать сценарии покупок, демонстрируя свои продукты в приложениях, с которыми клиенты проводят значительную часть своего времени.
И этим просто грех не воспользоваться. Согласно данным Statista, можно оценить рост доли мобильной розничной торговли на примере США. В 2017 году этот показатель составлял 34,5%. В этом году ожидается, что мобильные продажи вплотную приблизятся к показателю 40%, а к 2021 году перешагнут 50 процентный рубеж. Кроме того, по данным Alibaba, во время фестиваля Double 11 в 2016 году на мобильные устройства пришлось 82% продаж. А это означает, что темпы роста продаж через мобильные устройства могут возрастать быстрее прогнозируемых показателей.