Алексей Зозуля, Фокстрот: Инвестиции в энергонезависимость составили 4 млн грн. Это наш вклад в развитие бренда и экономики страны

Алексей Зозуля, Фокстрот: Инвестиции в энергонезависимость составили 4 млн грн. Это наш вклад в развитие бренда и экономики страны

16.02.2023 09:00
  734
Іван Зайцев

Алексей Зозуля, СЕО Фокстрот, рассказал, как сохранили бизнес, каков новый виток развития компании в условиях военного времени, как преодолевают блекаут, а еще поделился планами на обозримое будущее.

Недавно Forbes Украина назвал Фокстрот среди тридцати устойчивых частных компаний Украины военного года и среди пяти оттолкнувшихся от дна отечественных брендов. «Несокрушимый года» в отечественном ритейле, компания, значимая для отрасли, понесшая огромные убытки из-за войны, но сумевшая возобновить и продолжать работу – так номинировали Фокстрот журналисты бизнес-издания Mind.

– С какими результатами Фокстрот закончил бурный 2022-й?

– Прошлый год можно назвать годом значительных потерь, невероятных вызовов и одновременно новых достижений. В результате военных действий мы вынуждены были скорректировать собственные цели, изменить коммерческую и финансовую модель. В 2022 году рынок потребительской электроники и бытовой техники существенно упал. Продажи в гривне сократились на 20–25% год к году, в штуках – на 30–35%. Но, несмотря на то, что не работало около полусотни магазинов, а наш центральный склад с товаром сгорел еще в начале войны, мы смогли выстоять. Полагаю, это уже значительный результат.

– Сколько сейчас магазинов работает в сети? Сколько закрыто? И сколько разрушено?

– С 24 февраля количество работающих магазинов у нас постоянно менялось. Если в середине марта цифра превышала 100, то уже в апреле она составляла 80. В первые месяцы войны решение о возобновлении работы того или иного магазина зависело от многих факторов, главные из которых: ситуация по безопасности и наличие товара. Первый пункт остается в поле нашего внимания и сегодня, особенно в прифронтовых регионах. Именно поэтому в конце декабря мы были вынуждены закрыть наш магазин в Херсоне, который открыли сразу же после деоккупации города.

Пока у нас стабильно работает 114 магазинов, два из которых – в формате точек выдачи интернет заказов. До 24 февраля сеть Фокстрот оперировала 169 магазинами. В результате вражеских атак полностью разрушены шесть магазинов (в частности, в Мариуполе, Херсоне, Харькове), повреждения получили три магазина – Буча, Ирпень, ТРЦ Retroville в Киеве, которые уже восстановлены и работают), семь магазинов находятся на временно оккупированных территориях – насколько нам известно – полностью разграблены. Закрыты ряд магазинов в прифронтовых регионах и на линии столкновения. Между тем, летом мы открыли совершенно новый магазин во Львове – в ТРЦ Fabrik, а также провели полное или частичное обновление восьми торговых точек.

– Как решаете проблему с электроснабжением? Особенно магазинов в стрит-ритейле?

– После первых массированных ракетных обстрелов энергетической инфраструктуры в октябре и, как следствие, с внедрением отключений электроэнергии, мы начали планировать, как за короткое время организовать работу большинства торговых точек независимо от графиков отключений света. Самые популярные и действенные решения – оборудовать магазины мощными зарядными станциями, генераторами, фонарями, лампами, системами спутникового интернета. В январе достигли 74% энергонезависимости, то есть 83 магазина продолжают полноценную работу в автономном режиме при экстренных отключениях электроэнергии. Из них практически половина – это магазины стрит-формата. В зависимости от потребностей каждого конкретного магазина, мы миксуем разные решения, чтобы обеспечить полноценную работу. К примеру, если с отключением электроэнергии полностью исчезает мобильный интернет, это говорит не только о необходимости освещения, но и об острой потребности в установке оборудования для спутникового интернета, чтобы проводить продажу товаров всеми доступными способами.

Инвестиции в энергонезависимость Фокстрот уже составили 4 млн грн. Это наш вклад в дальнейшее развитие сети, что позволяет обеспечить полноценную работу всех сервисов в магазинах и экономики страны в целом. В дальнейших планах – расширять список автономно работающих магазинов.

– Как сейчас организована логистика в Фокстроте? Где сейчас центральный склад, как изменилась цепочка поставок?

– После утраты центрального состава складская и логистическая инфраструктура компании находилась в «зоне турбулентности». Тогда перед нами стояла первоочередная задача – при отсутствии складских запасов обеспечить текущий спрос среди розничных покупателей и выполнять интернет-заказы.

Нам удалось эвакуировать с востока на запад 27 000 куб. м товара, выполнив для этого около пятисот рейсов, задействовав автопарки наших партнеров из компаний «Престо» и «Новой Почты». В мае приняли решение о возвращении главного состава компании в столицу. И уже в начале сентября мы открыли новую площадку площадью 22 000 кв. в Киевской области, отказавшись от резервных мощностей и полностью перейдя на централизованную операционную деятельность с одного склада. Также из-за блокировки портов произошли значительные изменения в цепи поставок в сторону западных границ.

Сейчас работаем над рядом проектов, связанных с сокращением сроков доставки для наших клиентов и восстановить уже реализуемые сервисы: доставку в запланированное время, трекинг доставки на карте, возможность хранения приобретенного у нас товара и т. д.

– Как изменился потребительский спрос и поведение потребителей: какие категории товаров продаются лучше, а какие – утратили популярность?

– За первый месяц войны спрос на технику и электронику изменился кардинально. Это связано с необходимостью обеспечения военных и волонтеров большим количеством мобильных гаджетов и активной миграцией населения из-за боевых действий. Летом и в начале осени были популярны ноутбуки. Также тогда был невероятный спрос на обогреватели. После массированных ракетных обстрелов энергетической инфраструктуры в октябре вся страна узнала, что такое зарядные станции и научилась пользоваться генераторами в быту.

Несколько изменилось перераспределение в некоторых группах мелкой техники, добавились зарядные станции. Но если говорить в общем о нашем рынке, то поведение потребителя кардинально не поменялось. Украинцы продолжают посещать магазины и покупать онлайн. Также надо понимать, что в настоящее время своеобразным мейнстримом на рынке являются покупатели из категории военнослужащих. К примеру, в нашей компании действуют постоянные скидки и специальные предложения для военных. Именно они во многом поддерживают сейчас рынок. Как и мы поддерживаем ВСУ, бесплатно предоставляя военным частям необходимые гаджеты и бытовую технику.

– Географический разрез: как изменились продажи по регионам?

– Начало полномасштабной войны и середина года ознаменованы тем, что спрос сильно сместился в западные регионы страны. По результатам наших продаж Львов почти полгода значительно опережал Киев. С середины-конца лета ситуация начала меняться, и столица восстановила свои позиции, хотя определенное преимущество в сторону западных регионов еще существует. После освобождения Херсона ощутимо ожил юг – Николаев и Одесса. Постепенно «растут» Харьков, Сумы и Чернигов.

– Насколько выросли цены? Какие факторы обусловили рост?

– В среднем цены на бытовую технику и электронику выросли на 37%, что вызвано эквивалентным ростом курса валюты и, как следствие, импортных цен на технику. Подорожала логистика, но нам удалось оптимизировать затраты, потому этот фактор на цены не влияет.

– Расскажите о «роте Фокстрота». Какие еще волонтерские инициативы вы реализовали в прошлом году и что вы планируете в этом?

– С начала полномасштабной войны Фокстрот передал для усиления обороноспособности страны и в поддержку украинцев 7400 товаров из нашего ассортимента на общую сумму почти 14 млн. грн. С сентября 2022 года началось шефство над воинскими частями Воздушных сил Украины, работающими в системе ПВО Украины, как отдельного направления поддержки обороноспособности страны. Защитники неба в 2022 году инициировали для Фокстрота отличия от высшего военного руководства Украины. Так, приказом министра обороны Украины Алексея Резникова председатель совета учредителей группы компаний Фокстрот Геннадий Выходцев отмечен медалью «За содействие Вооруженным силам Украины» – «За значительный личный вклад в дело развития Вооруженных сил Украины, плодотворное и самоотверженное сотрудничество с Министерством обороны Украины».

14 февраля 2023 года председатель наблюдательного совета Фокстрот Валерий Маковецкий получил отличие «За содействие Воздушным силам Украины» от командующего Воздушными силами ВСУ генерал-лейтенаната Николая Олещука.

На мое имя вручен знак «При содействии войску» с подписью главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного.

И хотя эти награды – именные, мы воспринимаем их как знак благодарности всему коллективу бизнеса, который выстоял, работает и помогает нашему войску одерживать победу.

Отдельное внимание уделяем запросам от сотрудников бизнеса, которые пошли защищать страну. Мы у себя называем этих коллег #ротаФокстрота. Это около 180 фокстротовцев, которые 24 февраля взяли в руки оружие, чтобы защитить родную землю от рашистского нашествия: директора магазинов, продавцы-консультанты, сервис-менеджеры, кладовщики и грузчики, менеджеры всех уровней из разных уголков страны.

Мы очень гордимся коллегами, приближающими нашу победу. Так, в сентябре Президент Украины Владимир Зеленский отметил наградами украинских героев за участие в освобождении Харьковщины и среди них – бойца с позывным «Фокстрот». Орден «За мужество III степени» получил директор нашего львовского магазина по ул. Зеленая, 147, который сейчас служит в рядах ВСУ.

По другим социальным инициативам, которые мы реализовали и будем продолжать в этом году, – поддержка проектов, направленных на помощь животным, в частности – находящимся в приютах. Вместе с благотворительным фондом «Счастливая лапа» запустили программу «Ф-поддержка» животных, эвакуированных из «горячих точек». Только за первый месяц с начала ее действия удалось помочь более 1100 животным из 6 приютов.

– И вообще – какие у вас планы на 2023-й год? Какие цели ставите, какие показатели закладываете?

– Учитывая все факторы и обстоятельства, значительный рост в этом году мы не прогнозируем. Если говорить о количестве покупок, ожидаем, что 2023 год будет равен показателям 2022 года.

Сейчас работает преимущественно рынок замены (то есть потребители идут за покупкой нового, когда сломалась старая техника, а не, к примеру, захотелось приобрести более современную модель). И пока предпосылок для роста рынка нет. Об этом сможем говорить только после нашей победы, в которую мы все верим и каждый в своей сфере делает все, чтобы приблизить ее.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка