Олег Шкаровский, Эпицентр: В 2023 году откроем 10 магазинов Food Market

Олег Шкаровский, Эпицентр: В 2023 году откроем 10 магазинов Food Market

30.03.2023 09:00
  1113
Іван Зайцев

Руководитель сети Food Market от компании Эпицентр о вызовах в период войны, работе с ассортиментом и покупателями в условиях роста цен, а также дальнейших планах развития сети и собственного производства.

Эпицентр уже много лет является безоговорочным лидером украинского ритейла в сегменте товаров для дома и строительства. В то же время компания активно развивает и наращивает продажи FMCG-товаров, в том числе бытовой химии, личной гигиены, медикаментов и продуктов питания. Последнее направление начало активно расти в 2020 году, когда Эпицентр стал открывать в собственных торговых центрах отдельные магазины Food Market. С тех пор сеть продуктовых маркетов компании значительно увеличилась как количественно и географически, так и в плане широты ассортимента и объема продаж. В эксклюзивном интервью RAU руководитель сети Food Market Олег Шкаровский подробно рассказал о результатах проекта, влиянии войны и глобальных процессов на продуктовый ритейл, а также дальнейшем развитии формата магазинов, фуд-кортов и собственных торговых марок.

– Сколько всего сейчас Food Market работает в ТЦ Эпицентр? В каких регионах и городах они представлены и какова общая площадь всех магазинов?

– По состоянию на март 2023 года сеть Food Market насчитывает 24 торговых точки общей площадью 34 000 кв. м. Они представлены в Киеве, Полтаве, Днепре, Хмельницком, Кропивницком, Запорожье, Львове, Черновцах, Виннице, Николаеве, Первомайске, Калуше, Шепетовке, Никополе, Харькове, Херсоне и Мелитополе. К сожалению, три из них не работают из-за близости к боевым действиям или оккупации украинских территорий.

– Каковы результаты работы сети с момента запуска? Как они соответствуют ожиданиям?

— Каждый год мы превосходим наш результат по меньшей мере вдвое. Прошлый год, хоть и был очень сложным, не стал исключением. В отличие от многих других торговых операторов, сеть Эпицентр продолжала работать во всех регионах страны, где это было возможно, снабжая украинцев продукцией первой необходимости и бытовыми товарами. Несмотря на полномасштабную войну и трудное время, мы не собираемся останавливаться и продолжим активно развиваться.

Будем расти и за счет расширения и углубления ассортиментной матрицы. Мы добавили значительное количество товарных категорий, которые не были представлены в сети на старте ее работы.

— Насколько вторжение россии отразилось на работе сети? Что пришлось менять, какие решения принимать, какие знания вы вынесли из этой ситуации?

– Как и все игроки рынка, мы столкнулись с массой трудностей: сокращением производства и дефицитом товаров, проблемами с поставками и логистикой, инфляцией, переориентацией и оттоком потребителей. Сложные времена нуждались в нестандартных решениях и подходах. Мы искали новых региональных производителей и поставщиков, завозили собственный и технический импорт, создавали временные логистические хабы, старались как можно быстрее закрыть все потребности потребителей.

— Окончательно ли сформирована концепция магазинов, или еще доделываете, ищете новые решения?

– Свой формат мы искали в течение первого года работы. После открытия Food Market в Киеве, в ТЦ Эпицентр на Берковецкой, 6, мы ясно осознали, что нам нужно, и окончательно определились с форматом. Конечно, мы продолжаем экспериментировать с ассортиментом, производством, меню наших фуд-кортов, ищем интересные идеи и новинки, создаем собственные фишки. Мы живем в стремительно меняющемся мире, у покупателя постоянно появляются новые потребительские привычки и предпочтения. Так что ритейл не стоит на месте, а постоянно трансформируется в стремлении отвечать растущим требованиям клиентов.

– Как формируется ассортимент? На какие продуктовые группы будете делать акцент?

– Ассортимент формируем, отталкиваясь от потребностей потребителя, постоянно отслеживаем конъюнктуру рынка. Среди наших приоритетов – предоставление потребителю доступа к готовым блюдам. Поэтому основные акценты сделаны на товары собственного производства и кулинарию, а концепцию своих маркетов мы строим вокруг современных фуд-кортов.

Крупнейшими по объемам продаж товарными категориями в продуктовом ритейле традиционно являются бакалея, кондитерские изделия и алкогольные напитки. Сеть Food Market в этом плане не исключение.

Некоторые процессы и ассортимент будем пересматривать. В том числе в связи с происходящими в мире инфляционными процессами. К сожалению, вынуждены констатировать, что цены существенно растут не только в Украине, но и за границей. Мы реагируем на это в поисках более дешевых альтернатив для украинского потребителя, который в условиях войны и падения реальных доходов стремится экономить на продуктах. Одним из важных шагов в этом направлении будет расширение портфеля качественных, но доступных потребителю собственных торговых марок.

– С чем в первую очередь связан рост цен на продукты питания в Украине и мире?

— С целым комплексом причин. Во-первых, полномасштабное вторжение в Украину оказало существенное влияние на общемировые процессы. Подорожали не только продукты питания, но и сырье, энергоносители, стоимость логистики. В результате себестоимость производства выросла, и производители были вынуждены поднимать цены. На самом деле, сейчас мир очень глобализирован, и события в одной точке земного шара могут оказывать существенное влияние на другие. К примеру, в Украину из Турции зимой едет много овощей и фруктов. Эти поставки оказались под угрозой после серии мощных землетрясений, а стоимость дефицитного товара, естественно, стала расти. Мы наблюдали схожие процессы в прошлом году, когда с началом полномасштабного вторжения выращивание и логистика овощей в южных регионах страны стали невозможны. Уже тогда цены на помидоры и огурцы превышали 100 гривен за килограмм.

– Как инфляционные процессы влияют на продажи в Украине и как вы реагируете на изменение потребительских предпочтений?

– Во-первых, потребитель стал покупать реже и меньше. Наблюдается тренд к экономии и более оптимальному потреблению. Если раньше украинцы могли забивать холодильник продуктами, а затем выбрасывать часть испорченной пищи, то сейчас они стараются покупать четко под свое потребление. Покупатель чаще выбирает какие-то стандартизированные решения, покупает четкий перечень товаров для приготовления определенного блюда или покупает уже готовую пищу. Кстати, даже производители продовольствия все чаще работают на кулинарном поле и предлагают покупателям комплексные гастрономические решения. Украинские производители мяса, курятины, молочных продуктов уже не первый год активно развивают не только собственные магазины, но сети ресторанов. Это логичный процесс. По достижении потолка эффективности производства они стремятся наращивать свою маржинальность через продукты с добавленной стоимостью.

— Как выстроены ваши отношения с поставщиками в Украине и за рубежом? Предпочитаете прямые контакты с производителями или работаете с дистрибьюторами?

— Считаем, что чем короче путь от производителя к потребителю — тем лучше и для клиента, и для бизнеса. Поэтому в приоритете для нас – прямые контракты с производителями. При этом, учитывая сегодняшние реалии, прямые поставки из-за границы происходят только по предоплате. Поэтому в контексте импорта мы завозим в основном товары с высокой оборачиваемостью.

– Какая доля импортных товаров в ассортименте? В каких категориях она самая заметная?

– Не секрет, что с начала полномасштабного вторжения большое количество предприятий-производителей продуктов питания в Украине перестали функционировать или были вынуждены сократить объемы производства. Это касается всех категорий продуктов питания без исключения. Потому и доля импорта увеличилась практически во всех категориях. В целом, украинский рынок стал гораздо более импортозависимым. И это касается не только продуктового ритейла.

– Как построена логистика в сети Food Market – как внутренняя, так и в случае с импортом? Используете собственные склады или арендованные? Снабжение товаров в магазин осуществляет собственными силами или обращаетесь к логистическим партнерам?

— В настоящее время цепи поставок в сети построены следующим образом:

  • Поставки от поставщика напрямую в торговую точку;
  • Поставки через собственный логистический центр компании, включающий складскую обработку и транспортную логистику (товары департамента «Драй фуд», в том числе собственный импорт);
  • Поставки через логистический центр 3pl-оператора (товары департамента «Фреш»).

При этом в наших планах есть строительство собственного логистического комплекса с мультитемпературным составом. Что касается импорта, то в первую очередь мы завозим товары департамента «Драй фуд», которые не имеют существенных температурных требований.

– Вы упоминали о развитии собственных торговых марок. Расскажите поподробнее о том, в каких категориях они представлены и кто их для вас производит?

— В прошлом году мы запустили сразу три бренда ВТМ: «Эпицентр Вкуса», «Винницкая» и Viva Bene. Первый объединяет продукцию собственного производства, в том числе наших мясных и рыбных цехов, пекарен. ТМ «Винницкая» — это торговая марка продуктовой группы бакалея (подсолнечное масло, крупы, сахар и т.д.). Базой для этого ВТМ стало аграрное подразделение группы компаний Эпицентр, обеспечивающее поставку продукции на наши полки и обеспечивающее возрождение традиций украинской гастрономии с помощью современных технологий производства, а также высококачественного сырья контролируемого происхождения. Что касается Viva Bene, можно сказать, что эта ТМ должна вызвать эмоцию «вкусной жизни». Наше обязательство в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить высокое качество по правильной цене, впитывая лучшие традиции европейской гастрономической культуры. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над нашими ВТМ, расширяя их как по горизонтали, так и по категориям. Также рассматриваем возможность централизации собственного производства.

— Обычно собственное производство в продуктовом ритейле рассредоточено по торговым объектам. С какой целью вы планируете его централизацию?

— Централизация производства позволяет стандартизировать приготовление пищи, улучшить контроль за качеством, оптимизировать производственные процессы и уменьшить себестоимость финального продукта. За время своей работы мы научились хорошо производить мясные и рыбные изделия, салаты, кулинарию. Теперь хотим делать все это в одном месте, качественно и технологически упаковывать, маркетингово оформлять и развозить по всем торговым точкам. В дальнейшем это может позволить нам поставлять продукцию собственного производства и в другие магазины, у которых нет собственных цехов.

— Какие дальнейшие планы развития сети имеете на 2023-й и ближайшие три года? Есть ли в планах открытие магазинов вне ТЦ Эпицентр: в других торговых центрах или в стрит-ритейле?

— Сейчас мы сосредоточены на развитии проекта на площадках действующих и будущих ТЦ Эпицентр. В 2023 году откроем Food Market в Ивано-Франковске и еще два в Киеве (на улицах Братиславской и Бальзака). Также планируем провести реновацию действующих торговых точек в Хмельницком и Черновцах. В общей сложности в планах на этот год запуск около 10 полноценных магазинов Food Market. Что касается возможности развития сети вне торговых центров Эпицентр, то она рассматривается.

— Почему компания продолжает развивать сеть, несмотря на полномасштабную войну и экономический кризис?

– Через инвестиции в развитие сети и создание новых рабочих мест мы стремимся поддержать украинскую экономику и ускорить ее восстановление. Считаем, что кризис – это время возможностей, когда мы можем усилить собственные позиции на рынке. Наша стратегическая цель – это предоставление покупателю возможности приобрести в наших торговых центрах все необходимое, включая продукты питания и готовые блюда. А в перспективе – лидерство на украинском рынке продуктового ритейла.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка