Олег Ныкулышин, сеть аптек «D.S.»: Аптеки не производят вакцин, поэтому обогащаться во время пандемии не могут

Олег Ныкулышин, сеть аптек «D.S.»: Аптеки не производят вакцин, поэтому обогащаться во время пандемии не могут

17.12.2021 08:00
  427
Володимир Тиравський

Второй год подряд фармацевтический рынок Украины вынужден жить в режиме турбулентности. Как изменились алгоритмы работы аптек, привык ли офисный персонал к дистанционной работе, какие новые онлайн-сервисы предлагают клиентам аптечные сети.

Об этом рассказал Олег Ныкулышин, генеральный директор, совладелец сети аптек «D.S.» (группа компаний «Маркет Универсал») в интервью изданию The Pharma Media. RAU предлагает ознакомиться с наиболее интересными тезисами.

Читайте українською

Финансовые качели от пика максимального спроса на лекарства, вызванного паникой и неизвестностью в начале пандемии, когда объемы продаж по отдельным позициям взлетели на 100%, стремительно упали до минус 40% относительно стандартных сезонных продаж во время первого локдауна. Соответственно, деятельность десяти аптек «D.S.» мы вынуждены были приостановить. К сожалению, восстановиться смогли лишь некоторые из них.

Создавалось впечатление, что кроме ковида, у людей вообще не возникает других заболеваний. Отменили плановые госпитализации, операционные вмешательства, посещение поликлиник – упал спрос на основные группы лекарственных средств.

Зато поднялся ажиотаж вокруг препаратов, входивших в протокол лечения коронавируса, масок, цинка, дезсредств. Большинство товаров парафармации, лечебная косметика, товары для детей и матерей хоть и продавались, но с очень низкой маржинальностью.

Аптеки – не производители вакцин, поэтому представление о том, что пандемия выгодна аптечным заведениям, потому что способна излишне их обогатить, – иллюзия.

Особенно повлиял на нас новый формат работы – дистанционный, ведь не все подразделения могли работать удаленно, скажем те, через которые идет документооборот. Да и аптеки на дистанционку не отправишь.

Однако благодаря IТ-специалистам мы смогли обеспечить безотказную работу компьютерных программ и колл-центра. А когда оптимизировали расходы, перестроили управление остатками товара и модернизировали логистическую составляющую, удалось сохранить большинство рабочих мест, уровень зарплат работников и сотрудничество с поставщиками, ведь, несмотря на все происходившее вокруг, расплачивались с ними вовремя.

Определенную роль в процессе выживания сыграли предыдущие наработки, в частности, наша поддержка правительственной программы «Доступные лекарства», стандартизация основных бизнес-процессов, аптечная справка для клиентов. Позвонив, наши посетители могли получить исчерпывающие ответы на все волновавшие их вопросы. В первые недели пандемии это было особенно важно для людей.

Оправляться от ковидного стресса фармритейл начал только осенью 2020 года, когда рост продаж достиг 6-7%. В частности, в значительной степени и за счет интернет-торговли.

Новую возможность – поиск и онлайн-резервирование товаров аптечного ассортимента на сайте сети аптек «D.S.», через наше мобильное приложение или популярные платформы-агрегаторы мы предложили клиентам еще в 2016 году. Хотя полностью осознавали, что аптечный бизнес в плане IТ есть и будет достаточно консервативным.

Во время карантина востребованность этого сервиса ощутимо возросла. В марте 2020 года количество интернет-клиентов удвоилось по сравнению с доковидным периодом. Тенденция к росту сохраняется до сих пор. Вероятно, потому что приложения очень просты для использования. Зарезервировать онлайн и оформить заказы можно на безрецептурные препараты, медицинские товары, лечебную косметику, продукцию для детей.

Для получения онлайн-заказа с рецептурными препаратами фармацевту нужно предоставить соответствующий рецепт от врача. К слову, в случае онлайн-заказов сохраняются такие же скидки и бонусы для постоянных клиентов сети, что и при продаже офлайн. А если возникают проблемы при резервировании, решить их помогает наш справочно-сервисный центр поддержки клиентов даже в выходные или праздничные дни. Для этого нужно только заказать звонок, нажав подходящую кнопку.

Сейчас в сети «D.S.» доля онлайн-продаж держится на уровне 5%. Чем больше город, выше плотность населения и больше наших структурных подразделений, тем эта цифра выше. Например, в Киеве интернет-продажи могут достигать более 20% от общей выручки. Поэтому в больших городах – Львове и Киеве – мы запланировали создание собственной службы доставки, а также чат-бота как нового канала коммуникации с клиентами.

Читайте также —

Стратегия, труд, развитие: как возник и окреп бренд «D.S.»


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка