Не пойман, но вор: как пресечь воровство и наказать нарушителей без ущерба репутации
У потенциальных воришек много возможностей: от попытки скрыто вынести товар до нападения на охранников. Что можно им противопоставить.
В конце прошлой недели футбольные фанаты, одетые в цвета харьковского клуба Металлист, в преддверии матча Днепр – Металлист ограбили днепропетровский продуктовый супермаркет АТБ. Молодые люди решили вынести из магазина дорогой алкоголь, а когда охрана попыталась их остановить, ударили охранника, разбили двери и бросились бежать. воровство в магазинах
Далеко нарушителям уйти не удалось: персонал магазина оперативно сообщил в полицию о преступлении и правоохранители их задержали. Отделались воришки легким испугом: они оказались несовершеннолетними, и после нескольких часов в отделении их пришлось отпустить.
В пресс-службе концерна АТБ оценили нанесенный магазину ущерб как минимум в 2000 гривень. «Случаи агрессивного поведения и хищения товаров группами молодежи в дни проведения футбольных матчей — нередкое явление, — прокомментировали RAU неприятное событие в пресс-службе АТБ. – Поэтому мы проводим дополнительный инструктаж сотрудников и усиливаем меры безопасности в торговых точках, в частности, увеличиваем количество сотрудников охраны».
Подобные происшествия происходят не только с футбольными фанатами и не только в Днепропетровске. Достаточно часто покупатели пытаются незаметно вынести товар или вступают в пререкания со службой охраны супермаркетов. В подавляющем большинстве случае конфликт удается решить мирно, без сильного резонанса и привлечения полиции. Но иногда нарушители идут на пролом, нанося телесные повреждения персоналу и значительный материальный ущерб – магазину. Достаточно вспомнить нашумевшую стрельбу в киевском супермаркете Караван в 2012 году, закончившуюся гибелью охранников. RAU спросила экспертов: как лучше действовать в таких случаях и какие полномочия службы охраны супермаркетов.
Какие меры может предпринимать охрана для задержания воров
Тарас Безпалый, управляющий партнер адвокатского объединения Безпалый и партнеры:
— Права охранника в магазине регулируются Гражданским кодексом и законом Украины «О защите прав потребителей», а также Порядком осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением Кабинета министров № 833 от 15.06.2006 г.
Охранники в магазине обладает теми же правами и полномочиями, что и обычные граждане.
Их задача в супермаркете — наблюдение за покупателями. Только в случае обоснованных подозрений они имеют право применить физическую силу, чтобы предотвратить преступление, или же в целях самообороны, после чего в обязательном порядке вызвать полицию.
В случае, если охранники супермаркета являются сотрудниками частных охранных структур, то в таком случае, их действия уже регулируются законом «Об охранной деятельности», который уже позволяет им использовать спецсредства, в том числе — оружие.
Как лучше действовать охране при попытке кражи в магазине
Дмитрий Стрижов, генеральный директор холдинга охранных предприятий Шериф:
— Это зависит от количества нападающих. Если нападающий один, то охране необходимо нажать тревожную кнопку и пытаться произвести задержание. Если их много – проводя задержание, охранник подвергает свою жизнь опасности. Поэтому он должен нажать тревожную кнопку и вызвать подкрепление, а также постараться успеть доложить в дежурную часть своего предприятия о происходящем. В идеале охране торговой точки нужно попытаться выдернуть из толпы и задержать одного из злоумышленников. Однако при этом намного важнее максимально обезопасить себя, чтобы не стать жертвой нападающих.
Что охране делать нельзя
Тарас Безпалый, управляющий партнер адвокатского объединения Безпалый и партнеры: воровство в магазинах
Охранникам супермаркетов категорически запрещено:
— обыскивать покупателей и рыться в чужих сумках или пакетах;
— хватать покупателей за части тела и одежду, надевать наручники и вообще применять силу и спецсредства, кроме случаев, когда посетитель угрожает жизни, здоровью или имуществу других людей;
— запрещать фотосъемку в торговом зале, отбирать фотоаппараты и требовать удаления фотографий, отбирать другие принадлежащие покупателям вещи.
Как можно добиться возмещения ущерба
Анжелика Сицко, адвокат, партнер юридической фирмы GOLAW:
— Имущественные требования можно предъявить в рамках уголовного процесса. Процесс этот не трудоемкий и не дорогостоящий. То же самое касается и заявления материальных претензий в рамках гражданского процесса, что, кстати, предусматривает отнесение расходов по оказанию правовой помощи на виновную сторону. воровство в магазинах
В данном конкретном случае, несмотря на то, что малолетних поклонников футбола отпустили, обязанности понести наказание с них никто не снимал, как и не освободил от обязанности компенсировать нанесенный материальный ущерб.
Как магазину обезопасить себя от грабежей воровство в магазинах
Дмитрий Стрижов, генеральный директор холдинга охранных предприятий Шериф:
— Минимизировать риски ограбления можно, только обращаясь к квалифицированным охранным предприятиям, которые имеют достаточный ресурс в виде групп реагирования, готовых в короткое время прибыть к объекту, где происходит нестандартная ситуация. К сожалению, в Украине таким ресурсом обладают немногие. воровство в магазинах
Более того, в случаях, когда грабители действуют большой группой, для их задержания, соответственно, требуется большее число охраны. Учитывая, что за определенные зоны как правило отвечает один-два наряда, на прибытие к месту происшествия в короткие сроки (5-10 минут) более 4-6 сотрудников охранной службы рассчитывать не приходится. Поэтому всем магазинам желательно позаботиться о камерах видеонаблюдения, которые смогут зафиксировать нарушителей общественного порядка или тех, кто нанес ущерб.