
Как создать рекламные ролики для ритейла, которые станут виральными


Даже самые лучшие маркетологи, работающие на мировых гигантов, могут ошибаться. Подборка самых ярких провалов всемирно известных торговых марок.
История знает не только великие успехи знаменитых компаний, о которых принято говорить на тренингах, расписывать в учебной литературе или ссылаться на них на практике. Известны и провальные маркетинговые решения. Обычно бренды стараются не вспоминать об этом, но интернет помнит всё. Знание и память о дорогостоящих ошибках других может стать полезным кейсом ритейлеру.
Идея Arch Deluxe burger появилась в McDonald’s в 1996 году. Заключалась она в создании продукта только для гурманов, поэтому необходимо было исключить ассоциацию нового вида бургера с детьми. Чтобы подчеркнуть эту особенность, в рекламных роликах продукта, подготовленных сетью, дети отказывались от слишком «сложного» по наполнению и вкусовым качествам Arch Deluxe burger. Проект раскритиковали, а сам McDonald’s обвинили утрате связи с потребителем. Эту проблему признал и президент компании Джек Гринберг.
«Нам потребовалось слишком много времени, чтобы разработать проект и представить продукт на рынке, а потом слишком много времени ушло на то, чтобы решить, хотим мы реализовать этот проект или нет», — отметил президент McDonald’s Джек Гринберг в интервью газете Financial Times позже.
По некоторым оценкам, McDonald’s потратил свыше $300 млн на исследования, производство и маркетинг для Arch Deluxe.
С 1953 года компания BIC, занимающаяся производством одноразовых предметов, смогла продать более 100 млрд шариковых ручек по всему миру. Широко известна она также своими зажигалками и бритвенными станками. Что подтолкнуло ее руководство попробовать силы в сегменте нижнего белья — история умалчивает, но потребитель новую продукцию не принял. Покупателю трудно было уловить связь между шариковой ручкой, зажигалкой и трусами. Запущенная в 1998-м году кампания по производству нижнего белья, уже к началу 1999 года была свернута.
23 апреля 1985 года считается днем «маркетингового провала столетия». На тот момент продажи Coca-Cola по Америке сокращались в течении 15 лет, потому компания впервые за 99 лет пошла на решительный шаг — изменить классический рецепта своего напитка. Последовавшей реакции со стороны общества не ожидал никто. В США появилось «Сообщество американских любителей старой Coca-Cola», в чьи ряды вступило более 100 000 человек, а перед офисом производителя напитка начали собираться протестующие с плакатами «Наши дети никогда не узнают, что такое чувство настоящей свежести». Не промолчал даже председатель Госсовета Кубы Фидель Кастро, назвавший смену рецептуры Coca-Cola «признаком упадка Америки».
За 79 дней, пока продавалась New Coke, на компанию обрушилось столько гнева со стороны потребителей, что компании пришлось вернуться к оригинальной формуле, а сама ситуация стала нарицательным примером для всей индустрии.
«Мы хотели изменить рынок газированных напитков в США — и сделали это, хотя и не таким образом, как планировали», — сказал тогдашний председатель совета директоров компании Coca Cola Роберто Гойзуэта.
Еще одним примером ошибки этого бренда принято считать Coca-Cola Life с ее зеленой этикеткой. На фоне слова «Life» и зеленого цвета, означающего жизнь, красный цвет классической Coca-Cola приобретает зловещий вид. Новая кола появилась в 2013 году в Аргентине, что ждет продукт в будущем, пока неизвестно.
В 2004 году американская продовольственная компания Mars решила попытать счастье на рынке СНГ с помощью супа быстрого приготовления «Гурмания». Одни только вложения в специально построенный завод в Луховицах составили более $10 млн. Но оказалось, что эпоха Мивины уже прошла и в 2009 году компанию окончательно свернули. ошибки маркетологов
Энергетический напиток с таким названием пытались запустить в США. Позиционировался он как самое мощное средство для бодрости и подзарядки. Для этого производители не только взяли броское название, но и наполнили напиток количеством кофеина в 3,5 раза больше, чем в классическом Red Bull. В 2007 году продажи Cocaine остановили, а сам продукт был изъят из торговых сетей. Госрегуляторы США не оценили подобного позиционирования. Впрочем, напиток все еще можно встретить в некоторых интернет-магазинах — бренд ушел в онлайн-подполье. ошибки маркетологов
Еще до появления первого мобильного устройства от Facebook в 2013 году, соцопросы показывали, что лишь 3% респондентов ждут появления гаджета от крупнейшей социальной сети в мире. Впоследствии, из-за катастрофически низкого спроса, оператору AT&T, продававшей устройства, пришлось снизила стоимость HTC First, называемого Facebook Phone, с $99 до 99 центов. В 2016 году проект свернули. На e-catalog все еще можно найти его обзор среди других товаров, но в продаже гаджет уже не числится.
Впрочем, подобные провалы случались и у других известных компаний, желавших занять место на рынке мобильных производителей. Например, 2014 году с треском провалился Fire Phone от Amazon.
В 1999 году журнал Cosmopolitan решил податься в продуктовый ритейл и запустил йогурт имени себя. Идея проекта подкупала своей простотой: пока женщина листает журнал, она может есть вкусный, полезный и диетический продукт. При этом цены на йогурт были установлены астрономические. «Почему бы и нет, — вероятно решили маркетологи, — ведь журнал выпускается на 36 языках в более чем 100 странах мира, продукт своего покупателя обязательно найдет». Но не нашел. На рынке йогурт продержался чуть больше года, после чего его сняли с производства. ошибки маркетологов