Ошибки маркетологов: грандиозные провалы известных брендов
Даже самые лучшие маркетологи, работающие на мировых гигантов, могут ошибаться. Подборка самых ярких провалов всемирно известных торговых марок.
История знает не только великие успехи знаменитых компаний, о которых принято говорить на тренингах, расписывать в учебной литературе или ссылаться на них на практике. Известны и провальные маркетинговые решения. Обычно бренды стараются не вспоминать об этом, но интернет помнит всё. Знание и память о дорогостоящих ошибках других может стать полезным кейсом ритейлеру.
Гамбургер «для взрослых» от McDonald’s
Идея Arch Deluxe burger появилась в McDonald’s в 1996 году. Заключалась она в создании продукта только для гурманов, поэтому необходимо было исключить ассоциацию нового вида бургера с детьми. Чтобы подчеркнуть эту особенность, в рекламных роликах продукта, подготовленных сетью, дети отказывались от слишком «сложного» по наполнению и вкусовым качествам Arch Deluxe burger. Проект раскритиковали, а сам McDonald’s обвинили утрате связи с потребителем. Эту проблему признал и президент компании Джек Гринберг.
«Нам потребовалось слишком много времени, чтобы разработать проект и представить продукт на рынке, а потом слишком много времени ушло на то, чтобы решить, хотим мы реализовать этот проект или нет», — отметил президент McDonald’s Джек Гринберг в интервью газете Financial Times позже.
По некоторым оценкам, McDonald’s потратил свыше $300 млн на исследования, производство и маркетинг для Arch Deluxe.
Нижнее белье от BIC
С 1953 года компания BIC, занимающаяся производством одноразовых предметов, смогла продать более 100 млрд шариковых ручек по всему миру. Широко известна она также своими зажигалками и бритвенными станками. Что подтолкнуло ее руководство попробовать силы в сегменте нижнего белья — история умалчивает, но потребитель новую продукцию не принял. Покупателю трудно было уловить связь между шариковой ручкой, зажигалкой и трусами. Запущенная в 1998-м году кампания по производству нижнего белья, уже к началу 1999 года была свернута.
New Coke
23 апреля 1985 года считается днем «маркетингового провала столетия». На тот момент продажи Coca-Cola по Америке сокращались в течении 15 лет, потому компания впервые за 99 лет пошла на решительный шаг — изменить классический рецепта своего напитка. Последовавшей реакции со стороны общества не ожидал никто. В США появилось «Сообщество американских любителей старой Coca-Cola», в чьи ряды вступило более 100 000 человек, а перед офисом производителя напитка начали собираться протестующие с плакатами «Наши дети никогда не узнают, что такое чувство настоящей свежести». Не промолчал даже председатель Госсовета Кубы Фидель Кастро, назвавший смену рецептуры Coca-Cola «признаком упадка Америки».
За 79 дней, пока продавалась New Coke, на компанию обрушилось столько гнева со стороны потребителей, что компании пришлось вернуться к оригинальной формуле, а сама ситуация стала нарицательным примером для всей индустрии.
«Мы хотели изменить рынок газированных напитков в США — и сделали это, хотя и не таким образом, как планировали», — сказал тогдашний председатель совета директоров компании Coca Cola Роберто Гойзуэта.
Еще одним примером ошибки этого бренда принято считать Coca-Cola Life с ее зеленой этикеткой. На фоне слова «Life» и зеленого цвета, означающего жизнь, красный цвет классической Coca-Cola приобретает зловещий вид. Новая кола появилась в 2013 году в Аргентине, что ждет продукт в будущем, пока неизвестно.
«Гурмания» от Mars
В 2004 году американская продовольственная компания Mars решила попытать счастье на рынке СНГ с помощью супа быстрого приготовления «Гурмания». Одни только вложения в специально построенный завод в Луховицах составили более $10 млн. Но оказалось, что эпоха Мивины уже прошла и в 2009 году компанию окончательно свернули. ошибки маркетологов
Cocaine
Энергетический напиток с таким названием пытались запустить в США. Позиционировался он как самое мощное средство для бодрости и подзарядки. Для этого производители не только взяли броское название, но и наполнили напиток количеством кофеина в 3,5 раза больше, чем в классическом Red Bull. В 2007 году продажи Cocaine остановили, а сам продукт был изъят из торговых сетей. Госрегуляторы США не оценили подобного позиционирования. Впрочем, напиток все еще можно встретить в некоторых интернет-магазинах — бренд ушел в онлайн-подполье. ошибки маркетологов
Facebook Phone ошибки маркетологов
Еще до появления первого мобильного устройства от Facebook в 2013 году, соцопросы показывали, что лишь 3% респондентов ждут появления гаджета от крупнейшей социальной сети в мире. Впоследствии, из-за катастрофически низкого спроса, оператору AT&T, продававшей устройства, пришлось снизила стоимость HTC First, называемого Facebook Phone, с $99 до 99 центов. В 2016 году проект свернули. На e-catalog все еще можно найти его обзор среди других товаров, но в продаже гаджет уже не числится.
Впрочем, подобные провалы случались и у других известных компаний, желавших занять место на рынке мобильных производителей. Например, 2014 году с треском провалился Fire Phone от Amazon.
Йогурт Cosmopolitan
В 1999 году журнал Cosmopolitan решил податься в продуктовый ритейл и запустил йогурт имени себя. Идея проекта подкупала своей простотой: пока женщина листает журнал, она может есть вкусный, полезный и диетический продукт. При этом цены на йогурт были установлены астрономические. «Почему бы и нет, — вероятно решили маркетологи, — ведь журнал выпускается на 36 языках в более чем 100 странах мира, продукт своего покупателя обязательно найдет». Но не нашел. На рынке йогурт продержался чуть больше года, после чего его сняли с производства. ошибки маркетологов