Полузащитник бизнеса: как Metro отбилась от штрафа ГФС на сумму 2,3 млрд грн
Государственная фискальная служба оштрафовала украинское подразделение немецкой сети Metro на 2,3 млрд грн, однако ритейлеру удалось отменить санкции при участии Совета бизнес-омбудсмена.
Как сообщила RAU пресс-служба Совета бизнес-омбудсмена, в организацию обратился большой немецкий инвестор в Украине — компания Metro Cash&Carry Ukraine. Она не согласилась с выводами налоговой проверки, согласно которым должна была выплатить штраф в размере 2,3 млрд грн за нарушение кассовой дисциплины.
Суть жалобы
Дело в том, что ГФС сделала вывод, якобы гипермаркет сети в Николаеве нарушил правила оприходования наличности в сумме 485 млн грн. Что не так делал торговый объект? В 2016-18 годах он проводил выручку через регистраторы расчетных операций (РРО или кассовый аппарат). При этом наличные отражал в книгах учета расчетных операций (КУРО) на основании фискальных чеков. Поскольку гипермаркет не проводил наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами, Metro не оприходовала уже упомянутую сумму наличности дополнительно еще и через кассовую книгу.
Согласно позиции ГФС, ритейлер должен был делать и то, и другое: проводить выручку через кассовые аппараты, отражать наличные в КУРО, а кроме этого — оприходовать наличные в кассовой книге. Поэтому налоговый орган расценил это как нарушение и применил к компании штраф в пять раз больше суммы проведенных операций — 2,3 млрд грн.
Позиция Metro
Интересно, что николаевский гипермаркет оприходовал наличные так же, как и все другие магазины сети. К тому же, использовал такой способ оприходования уже длительное время и правильность такого способа была подтверждена несколькими налоговыми проверками. Почему вопросы возникли именно сейчас и именно к этому магазину — неизвестно.
Metro настаивал: сложившаяся ситуация является не совсем честной и даже абсурдной.
Важным было то, что даже сами налоговые инспекторы, проводившие проверку, понимали, что нарушение, которое было инкриминировано компании Metro, никоим образом не могло привести к уклонению от уплаты налогов и нанесения убытков бюджету соответственно. Однако, за формальное неоприходование наличности к налогоплательщику был применен пятикратный штраф от оборота. Поэтому 9 апреля 2019 года компания обратилась за помощью в Совет бизнес-омбудсмена.
Принятые меры
Инспектор изучил обстоятельства дела и убедился, что законодательство предусматривает несколько альтернативных способов оприходования наличности. Первый способ — проведение наличных операций с оформлением приходного кассового ордера с фиксацией суммы наличных поступлений в кассовой книге. Второй — проведение наличных расчетов с применением РРО с осуществлением учета наличных поступлений в КУРО. Именно так проводил операции николаевский гипермаркет.
Поэтому Совет письменно попросил ГФС всесторонне и беспристрастно рассмотреть жалобу предприятия и привел следующие доводы:
1. По мнению Совета, Metro не нарушал правила оприходования наличности. Законодательство четко разграничивает, в каких ситуациях налогоплательщик обязан оприходовать наличные через кассовую книгу, а в каких через КУРО. Совет заметил, что ритейлер не проводит наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами. Поэтому, по мнению Совета, необоснованным является вывод ГФС о том, что магазин обязан был оприходовать наличные одновременно с внесением записей в кассовую книгу и КУРО.
2. Озвученный штраф ГФС — непропорционально большой. Налоговая соглашалась, что Metro не уклонялось от уплаты налогов, поскольку кассовые аппараты сети напрямую подключены к системам ГФС, что исключает возможность любых махинаций. Поэтому штрафовать его на миллиардные суммы за это нельзя.
3. Практика Верховного Суда по ряду дел, которые привел инспектор, также свидетельствует в пользу Metro.
Отмена штрафа
В течение апреля-июня инспектор Совета, а также бизнес-омбудсмен и его заместитель, несколько раз встречались с руководством ГФС, чтобы лично донести им аргументы относительно безосновательности штрафа. В конце мая состоялось рассмотрение дела предприятия в ГФС, где Совет еще раз поддержал позицию предприятия. Результат: 18 июня ГФС удовлетворила жалобу предприятия и полностью отменила штраф.
Совет считает, что двухмиллиардный штраф за ситуацию, которая никоим образом не свидетельствовала об уклонении от уплаты налогов или другое серьезное нарушение, это темное пятно на инвестиционном климате страны.
«Однако, тот факт, что штраф удалось отменить на этапе административного обжалования, без длительных судебных разбирательств, говорит о возможности бизнеса законно и эффективно защитить свои интересы. Надеемся, что после недавних изменений в сфере кассовой дисциплины многомиллиардные штрафы за аналогичные нарушения навсегда останутся в истории», — прокомментировали дело в пресс-службе Совета бизнес-омбудсмена.
Читайте также –