Олег Никулишин, сеть аптек D.S.: У меня была цель – вывести бизнес из зоны комфорта
28 июля в сети аптек D.S. отмечают 30-летие со дня создания компании. Символически эта дата совпала с Днем украинской государственности, Днем крещения Руси-Украины, а также памяти святого равноапостольного князя Владимира Великого.
Свою деятельность предприятие начало во Львове – с нескольких аптечных заведений, небольшого ассортимента, маленького офиса и комнатки-склада. Теперь же под вывеской D.S. работают 375 аптек, включая франчайзинговые, в 111 населенных пунктах 15 областей Украины, а сеть развернула несколько своих региональных офисов и собственный современный аптечный склад. Она входит в топ игроков отечественного аптечного рынка, завоевала хорошую деловую репутацию, а кроме финансовой отчетности появилось понятие и социального отчета.
За все годы работы через торговые залы аптечных заведений прошли 140 миллионов покупателей и 300 миллионов упаковок товаров аптечного ассортимента. Однако наибольшее достояние, как считают в компании, – это доверие людей: клиентов и персонала. Каждый день аптеки D.S. обслуживают около 50 000 посетителей, а карту клиента получили уже более 1,5 миллиона потребителей. Чтобы надлежащим образом обслуживать все офлайн и онлайн-обращения пациентов, прилагают усилия почти 2000 работников.
Как, несмотря на вызовы периода полномасштабной войны россии против Украины, сеть D.S. сохраняет реалистичный взгляд на будущее, какие цели ставит перед собой на ближайшие годы и каких принципов должен придерживаться бизнес, чтобы выжить в бурные времена – рассказывает генеральный директор, основатель и совладелец компании Олег Никулишин.
Конечно, празднование юбилея нашей компании в это сложное время не является нашим приоритетом, но не упомянуть об этой важной дате также не могу. Наша компания – почти ровесница независимой Украины. И я думаю, что в нашем государстве есть немного предприятий, которые могут гордиться таким знаковым юбилеем.
30 лет назад, когда я создавал эту компанию, у меня не было четкого видения, как надо двигаться и чего следует достичь. Но у меня была мечта сделать что-то весомое в жизни. У меня было желание – вместе со своим бизнесом вырваться из авторитарной советской системы, быть экономически и социально независимыми.
За три десятилетия компания преодолела колоссальный путь развития. Сейчас сеть аптек D.S. занимает достойное место среди лидеров отечественного фармацевтического рынка. Наша компания – украинская компания с христианскими ценностями. Хочу подчеркнуть – именно украинская.
Я всегда хотел, чтобы украинцы избавились от своего комплекса неполноценности, отвергли все оправдания и обвинения. У меня созрела цель – доказать не словом, а делом, что мы можем быть гибкими, инновационными, креативными, успешными, конкурентоспособными. Показать, что мы умеем задавать тренды, быстро меняться, учиться, добиваться результата и брать ответственность на себя. За эти 30 лет мы действительно многое сделали для того, чтобы достичь поставленных целей. Но мы должны понимать, что этот процесс постоянен, и нужно продолжать свою миссию и дальше.
Аптека – это не холдинг эмоций. Люди приходят к нам с проблемами, откровенно – с бедой. И мне важно, чтобы фармацевты не просто продавали лекарства, а проявляли к клиенту внимание, заботу, дали качественный совет, помогли и даже отважились отказать, когда это необходимо. Когда фармацевт видит рецепт от врача, где есть несовместимые между собой препараты, он может не задумываться об этом и просто отпустить лекарство – это вроде бы не его дело. А может посоветовать человеку проверить данные, проконсультироваться с врачом еще раз, указать вероятное заблуждение и сообщить о рисках. Это и есть неравнодушие, и именно благодаря ему строится доверие между бизнесом и человеком.
Несмотря на то, что новые технологии во многом меняют работу, улучшают ее, забирают часть рутины, все же фармация – это та сфера, где человеку нужен человек. Да, человек XXI века часто предпочитает онлайн-покупки. Бизнес должен держать руку на пульсе и отслеживать потребности клиента. Поэтому у нашей сети есть возможность и зарезервировать лекарства, и заказать доставку. Но также остается большая категория людей, которым важно прийти в аптеку и получить профессиональную помощь от человека, специалиста. Людям нужна эмпатия, нужные отношения. Людям нужны люди. Так будет всегда.
Одной из самых больших целей, которые ставил перед собой в контексте развития компании, была децентрализация сети аптек D.S. Для украинцев, особенно галичан, очень сложно выйти за пределы своей территории. Здесь мы в своей зоне комфорта, у нас своя субкультура, и, по нашему мнению, ее ценность по-настоящему понимаем только мы. У меня была цель – вытащить бизнес из этой зоны комфорта, показать, что бизнес с запада Украины может масштабироваться, быть успешным, задавать тон, готов познавать разнообразие нашего государства и одновременно распространять патриотические и христианские ценности. Я хотел, чтобы мы осуществляли мягкую и ласковую украинизацию, когда будем приносить принцип обслуживания клиента на государственном языке в регионы, где это не принято.
Сейчас сеть аптек D.S. представлена в 15 регионах Украины. Мы научились выстроить доверие клиентов, научиться делегировать работу, наладили систему. Это был большой вызов и колоссальный труд.
Говорят, что у бизнеса только две проблемы: когда нет клиентов и все остальные. Обрести доверие людей удается только конкретными действиями. В их ежедневном выборе одинаково важны рациональный и эмоциональный фактор. Когда клиенту комфортно, его понимают, ему помогают, оказывают качественную фармопику, проявляют заботу, он чувствует себя в безопасности. Этот аспект является ключевым в формировании доверия к отдельному фармацевту и сети в целом.
За время, когда компания осуществляла свою децентрализацию, я увидел очень много интересных людей в разных областях Украины. Наша страна очень разнообразна, и в этом нужно уметь видеть преимущества. Надо уметь нести лучшее, что мы имеем, другим и учиться принимать от других то, что у них есть. Не сломать все, не насаждать свое, а с уважением знакомиться со всем прекрасным, что есть в нашем государстве, беречь колорит, творить единение, ведь все украинцы очень разные, но у нас есть больше общего, чем отличного.
Успех компании – совместная работа всей команды. Подводя итоги 30 лет работы, я хочу поблагодарить всех людей, которые прошли со мной этот путь, и тех, которые идут рядом со мной дальше.
Сейчас, когда наше государство дает отпор врагу в полномасштабной войне, мы должны творить это единство еще больше. Но также должны быть реалистами. Мы живем во время, когда должны сначала действовать локально для того, чтобы впоследствии иметь возможность думать глобально. Первая и самая главная задача, которая сейчас стоит перед компанией – сохранить людей, ведь они – это ядро компании, ее основной ресурс и наибольшая ценность. Также мы должны тщательно оптимизировать расходы, приспосабливаться к вызовам и ни в коем случае не отделяться от общественных процессов. Бизнес не может существовать в своем пузыре ни в мирное время, ни тем более в период войны.
Наша компания и дальше будет приобщаться к поддержке армии, поддержке общественных организаций, поддержке гражданского населения. Мы должны делать все, чтобы беречь не только себя, но и среду, в которой мы есть, быть вместе с обществом, быть вместе с государством и бороться за победу Украины вместе.
По случаю 30-летия компании мы решили перечислить средства на нужды боевых подразделений Сил специальных операций ВСУ – 1 миллион 200 тысяч гривень, из которых взнос работников компании составляет 100 тысяч, а еще 100 тысяч – это лепта постоянных клиентов сети, которые обменивают свои бонусные баллы в помощь украинскому войску.
Слава Україні! Героям Слава!
Читайте також —
Мережа аптек D.S.: Ми повернулися до схеми логістики, що працювала у довоєнний час