
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Директор по операциям и развитию сети магазинов Антошка Иван Чивкин в своем telegram-канале Miratem рассказал об истории появления чаевых, какие их виды бывают и зачем они вообще. RAU публикует главные мысли эксперта.
Основные причины, которые заставляют клиентов оставлять чаевые:
Но согласно различным исследованиям главным фактором является желание придерживаться установленных правил и попытка избежать осуждения.
Все эти причины определяют, когда и за какие услуги мы готовы оставить чаевые.
Для кого чаевые являются подтверждением их социального статуса, они чаще оставляют их за услуги, которые нехарактерны для чаевых (врачам или сотрудникам СТО). Для кого главным мотивом является желание отблагодарить персонал, они оставляют чаевые представителям всех профессий, но особенно тем, кто не часто получает «на чай».
Всем известно, что в Украине люди ценят скорость и удобство безналичных расчетов. Сейчас в ритейле доля продаж, которая оплачивается картами, достигает около 70%. Так же в кафе, ресторанах, АЗК и в других сферах безналичный расчет давно стал обязательной частью сервиса. Исключением являются традиционные базары.
Уже несколько лет чаевые тоже можно оставлять с помощью безналичного расчета. Это удобный способ сотрудникам сфер услуг принимать чаевые на банковскую карточку любого банка Украины.
Есть разное программное обеспечение для электронных чаевых. Некоторые из них позволяют настроить получение денежной благодарности в разных сферах бизнеса и разным способом:
Как-то я заказывал одну книгу на Rozetka. Заказ я сделал на домашний адрес (доставка курьером). После получения заказа мне пришло сообщение в мессенджер, в котором предлагали отблагодарить курьера, если он был вежливым и профессиональным. Интересный подход лидера рынка, который можно использовать при желании. Мне кажется, что такой способ оценки качества сервиса имеет место и может быть вместо NPS (опрос о качестве обслуживания от 1 до 10).
Каждая компания самостоятельно должна решать, какой инструмент мотивации использовать для своих сотрудников и помнить, что ее ценности и культура также имеют влияние на это.
Чаевые появились в Англии в XVII веке, когда устраивали приемы с чаепитием. Гости давали официантам монетку для быстрого обслуживания — To Insure Promptness. Но также есть гипотеза, что чаевые произошли от аббревиатуры TIPS — To Insure Prompt Service. Затем эти фразы сократились до «TIP» или «TIPS». Сейчас они тоже используются по всему миру.
Во многих странах существуют правила чаевых, которые существенно отличаются: есть страны, где работники сферы услуг зарабатывают благодаря чаевым, а в некоторых они запрещены. Вот особенности чаевых в некоторых странах: