Марина Сергиенко, КОЛО: Мы готовы открываться в новых локациях
Во время RAU-вебинара «Каким будет украинский ритейл после войны» СЕО сети магазинов КОЛО Марина Сергиенко рассказала о возобновлении работы торговых точек на освобожденных территориях, сложностях в работе и изменениях в продажах.
О возобновлении работы магазинов
Все оказавшиеся в зоне военных действий магазины очень пострадали, но мы постепенно возобновляем их работу. Мы уже открыли магазины в Буче и в Ирпене. В Буче у нас было два магазина: один пострадал меньше, потому мы запустили его раньше, а другой открыли совсем недавно.
Все магазины, которые мы запускаем на освобожденных территориях, проходят эволюцию возврата покупателей. Люди не сразу узнают, что магазин уже работает, потому трафик в торговые точки возвращается очень медленно. Это касается всех магазинов.
За магазинами в Буче и Ирпене мы пока наблюдаем. У нас есть проблемы с поставкой продукции. Поскольку логистика полноценно не восстановилась, мы доставляем продукцию в магазины самостоятельно. Особенно повреждена холодная логистика, потому ассортимент молочной и охлажденной продукции почти не представлен в этих магазинах.
Сейчас мы наблюдаем, выравниваем логистику, договариваемся, чтобы холодная доставка проходила хотя бы два раза в неделю. Но я уверена в потенциале наших торговых точек. Люди уже возвращаются в свои дома, поэтому показатели продаж будут расти.
Об изменениях в поведении клиентов и среднем чеке
Сейчас трудно говорить об изменениях в поведении клиентов, поскольку из-за логистических проблем и проблем с наличием товара их трудно оценить. В настоящее время к нам вернулось около 60-70% довоенного трафика. И каждую неделю она растет примерно на 6%, то есть мы видим тенденцию возвращения людей в регионы. Есть компенсация за счет среднего чека, поскольку была инфляция.
Многие производители подняли цены на свою продукцию. К примеру, закупочная цена гречки уже составляет 100 грн. То есть инфляция сейчас это не 10%, а гораздо выше. В целом средний чек сейчас на 25% больше среднего чека довоенного периода. Этот рост в первую очередь из-за инфляции, потому что количество товаров в чеке не увеличилось.
О возобновлении сети и открытии новых торговых точек
Наша команда, сформированная из сотрудников департамента развития, операционного и финансовых департаментов, на специальных еженедельных встречах обсуждает, какие магазины и как мы будем восстанавливать. В первую очередь, мы смотрим на показатели трафика, условия аренды и размер необходимых инвестиций для восстановления магазина.
В настоящее время из 250 магазинов сети мы уже восстановили 146 торговых точек. И у нас уже есть график последующих открытий.
При планировании открытия мы смотрим на показатель возвращения людей в населенный пункт: проверяем количество автомобилей, количество окон в многоквартирных домах с включенным светом, считаем количество пешеходов и сравниваем с довоенными показателями.
Еще один важный фактор – готовность арендодателя идти на уступки и новые условия, готовность предоставить возможность запустить объект. Среди уже запущенных объектов есть те, у которых очень хорошие показатели, но есть и такие, которые имеют всего 20% от довоенных продаж. Поэтому многое зависит от гибкости арендодателя и его готовности либо привязаться к товарообороту, либо пересматривать условия аренды. Еще один фактор – размер инвестиций, необходимый для восстановления магазина.
Может быть легкое восстановление. Например, в магазинах в Ирпене и Буче нам пришлось заменить только сломанные двери и испорченное оборудование. А некоторые другие магазины нуждаются в фундаментальных инвестициях из-за очень больших повреждений. Мы принимаем решение о возобновлении магазина вместе с арендодателем. Сейчас мы обсуждаем условия аренды магазинов, которые планируем открывать и ищем возможность сделать это совместными усилиями. Это очень кропотливая работа, потому что у нас 250 магазинов и почти такое же количество арендодателей, и с каждыми нужно вести переговоры.
В настоящее время ритейл страдает от отсутствия ликвидности. Мы оперируем исключительно собственными средствами, а многие поставщики работают только по предоплате. Нам приходится балансировать исключительно теми деньгами, которые у нас есть.
Если говорить о наших долгосрочных задачах, мы смотрим на все оптимистично. За время войны мы проанализировали все свои процессы, оптимизировали и выстроили их заново. Мы отказались от магазинов, которые не показывали у нас долгосрочную прибыль. Но мы планируем перенести эти торговые точки в другие локации, потому что хотим максимально сохранить размер сети на довоенном уровне. Я не хочу называть точную цифру, но часть магазинов мы точно закроем. Тем не менее, мы готовы открываться в новых местах. У нас есть ресурсы, оборудование, которое мы готовы перевезти, и понятный и отработанный процесс запуска магазина.
Читайте также —