Год экспериментов made in Ukraine: векторы развития украинских брендов

Год экспериментов made in Ukraine: векторы развития украинских брендов

27.12.2017 09:00
  1188
Микола Маранчак

Образовательные хабы, ко-воркинги, собственный entertainment и необычные локации – чем еще в 2017 году смогли удивить украинские ритейлеры.

Читайте українською

Стремительное развитие VOVK и MustHave, fashion-площадки NAMES’UA и ЦУМ UA, ошеломляющий успех Всі.Свої стали уже почти привычными для украинского рынка ритейла. Но параллельно развиваются и другие имена made in Ukraine, которые не стоят на месте, следят за мировыми тенденциями и запускают собственные оригинальные проекты и пространства. Кто эти ритейлеры и что за проекты они развивают – в материале RAU.

А поговорить?

Анастасия Мальцева и Анна Шепилова, совладелицы киевского концепт-стора Окно во Двор, уже четыре года популяризируют молодых украинских производителей одежды и обуви. В начале 2017 года они запустили серию бесплатных встреч на социальные и общественные темы, которые игриво назвали Девичники. «Интертеймент сегодня нужен во всем, и в концепт-сторах тоже. Проводя такие мероприятия, мы повышаем лояльность клиентов и приводим их в наш магазин. Также мы решили таким образом вывести живое общение с клиентами в тренд», — рассказала RAU Анастасия Мальцева.

По ее словам, идея проекта пришла случайно — хотели провести презентацию собственной коллекции, а чтобы людям было интересно, позвали несколько спикеров, с которыми можно было бы поговорить о стиле, моде, путешествиях. Мероприятие получило хороший отклик, начали сыпаться многочисленные запросы «когда следующий девишник» и такие встречи было решено проводить регулярно. За год «Девишники» переросли в масштабный проект, на который регистрируется более 200 человек. Так появилась идея выводить проект на более масштабный уровень.

Осенью 2017 года была запущена краудфандинговая кампания, чтобы собрать 500 000 гривень для открытия отдельной локации OVD Meeting Place, где можно будет приводить бесплатные встречи и мастер-классы с профессиональными спикерами на волнующие украинских женщин темы.

«Если бы мы брали деньги за вход на наши встречи, мы бы уже собрали нужную сумму, но наш проект полностью социальный. Для каждой такой встречи мы полностью блокируем работу магазина, выносим весь товар и арендуем оборудование за свой счет», — говорит Анна Шепилова.

окно во двор

Сумму рассчитали с учетом затрат на первичную аренду, минимальный ремонт и закупку оборудования, необходимые не только для лектория, но и для кофейного корнера, а также библиотеки украинских изданий. В дальнейшем мультифункциональное пространство OVD Meeting Place будет поддерживаться магазином, который будет находиться здесь же. Соосновательницы проекта рассчитывают, что «Окно во Двор-2» или, как его уже решено называть Okno Vo Dvor Meeting Place сможет в дальнейшем финансировать и поддерживать проект самостоятельно.

«Уникальность проекта заключается в его направленности, мы поднимаем и будем продолжать говорить о социальных инициативах, а также актуальных темах, волнующих женскую аудиторию. Наши мероприятия общеразвивающие и камерные, и проводятся в виде общения, а не когда лектор, как преподаватель, недоступен», — говорят Анастасия Мальцева и Анна Шепилова.

Запуск проекта OVD Meeting Place запланирован на февраль-март 2018 года.

Фестивали на диване

Подобные инициативы в 2017 году были не единичны, и некоторые уже воплотились в жизнь.  Так, в первый день зимы в столичном ТРЦ Lavina Mall начал свою работу флагман концепт-сторов украинских производителей UAmade. Проект стал уникальным для made in Ukraine – на пространстве в 1 000 кв. м разместилось около 300 украинских брендов со всех уголков страны, для многих из которых это стал первый выход в офлайн-ритейл. Также основатели концепт-стора пошли на масштабный эксперимент для столичных ТРЦ и представили в магазине производителей мебели и декора. «Когда мы впервые приехали смотреть локацию, то сразу загорелись добавить в ассортимент мебель и декор, ведь до сих пор в Украине никто подобного не делал», — рассказала RAU директор по развитию UAmade Кристина Крымская.

Еще одним креативным шагом стало создание на базе магазина-галереи коворкинга с зоной отдыха, где будут проходить различные мероприятия: лекции от дизайнеров, мастер-классы от архитекторов, встречи со звездами, литературные вечера, аукционы и даже ярмарки и фестивали. Примечательно, что именно ярмарки и фестивали made in Ukraine несколько лет назад сделали имя бренду UAmade, что позволило впоследствии ему выйти в ритейл.

«Мы хотим, чтобы наш проект помогал украинским производителям начинать свое дело, — объясняет CEO и основатель UAmade Виктор Павлов. — Чем больше их будет, тем лучше для экономики. Как минимум это новые рабочие места, налоги, появление новых имен, что позитивно будет сказываться на мировом имени Украины. Мы готовы к сложностям, брать большие площади, заниматься событийным маркетингом и привлекать в торговые центры больше людей».

Лекции и различного рода мероприятия в UAmade хабе уже стартовали и проводятся до трех раз в неделю.

Естественный отбор

Основатель и дизайнер бренда FINCH Катерина Бякова считает, что украинские стартапы появляются именно благодаря творческому энтузиазму украинцев и именно благодаря ему смогут выжить: «Естественный отбор начался, и украинский покупатель развивается вместе с производителями — становится более осознанным и зрелым».

Подобного мнения придерживается также со-основательница concept store Квартира 31 Юлия Белая: «Сейчас открываются многие, но еще больше закрывается. Обычные шоу-румы становятся невостребованными. Тем, кто остаются на рынке, приходится быть интересными и это основная тенденция для развития направления на будущее».

Еще в сентябре, во время интервью RAU об открытии аутлета, создатели бренда W8less Анна и Даниил Шаш ничего конкретного о шоу-руме на ВДНХ сказать не могли. Вероятность заполучить целый павильон рядом с центральным входом в Экспоцентр под один украинский монобренд казалась очень низкой. Три месяца спустя, на Retail & Development Business Summit 2017, организованном Ассоциацией ритейлеров Украины, о нем заговорили уже открыто, а 8 декабря, шоу-рум на площади в 420 кв. м все-таки открыл свои двери посетителям.

«Нам сказали, что мы первый одежный бренд, который захотел зайти на ВДНХ, потому сразу согласились рассмотреть такую возможность», – вспоминает Даниил Шаш. Уже после первой встречи их согласились взять, но подтверждения пришлось ждать почти всю осень, после чего договор о сотрудничестве был наконец подписан.

«Лучший шоу-рум — это когда ты открываешь дверь в большой ангар, а перед тобой железные вешалки, металлические кронштейны, стильные люди в черной одежде и огромное открытое пространство. Идею создания такого места мы вынашивали два года», – рассказывает Анна Шаш.

Но на том, что они первые из fashion-ритейла на ВДНХ украинские ритейлеры останавливаться не стали и взялись за образовательный проект на базе магазина. Дело в том, что одним из условий сотрудничества с Экспоцентр был запуск собственных активностей во время фестиваля «Зимова Країна на ВДНГ», который проработает на территории комплекса до 14 января. Идей у основателей бренда оказалось предостаточно, и они организовали целую серию мастер-классов по созданию собственных вязаных изделий, которые являются центральным товаром бренда, новогодней флористике и запустили различные активностями для детей. Интертеймент на ВДНХ украинские производители продолжат развивать и после зимних праздников, связывая его с местными мероприятиями, вроде Atlas Weekend и другими событиями. «Мы видим в этом большие возможности для роста и развития, ведь для нас W8Less на ВДНХ – это, прежде всего, развитие бренда, а не просто точка продаж», – комментирует Анна Шаш.

По мнению основателей бренда, для made in Ukraine начался совершенно новый этап развития, который уже не зависит от волны патриотизма 2014-16 годов: «Существуют стандартные циклы развития рынков, бизнесов и продуктов, в которые непременно входят рост, стабильное развитие и спад. Сейчас мы на этапе, когда среди множества брендов, которые вдруг взлетели, люди начали выбирать тех, кто качественнее, потому одних ждет рост и признание, а других — закрытие. Начался процесс взросления made in Ukraine и перехода от ремесленников к профессиональному ритейлу».


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка