Лучшие HR-практики в ритейле: сеть магазинов Colin’s

Лучшие HR-практики в ритейле: сеть магазинов Colin’s

04.06.2018 08:15
  1817
Виктор Нагорский

Директор по продажам Colin’s Украина Волкан Пекер о том, за счет чего компании удается находить и удерживать сотрудников в условиях кадрового дефицита на рынке.

Читайте українською

Кадровый голод и высокая текучка персонала – одна из главных проблем украинского ритейла в последние годы. Однако некоторым работающим в стране компаниям удается успешно с ней справляться. За счет чего они достигают успехов в кадровом вопросе – рассказываем в цикле публикаций, посвященном лучшим HR-практикам в сфере розничной торговли в Украине. Первая из них – кейс международной сети магазинов Colins. О подборе, мотивации и обучении персонала компании RAU рассказал директор по продажам Colins в Украине Волкан Пекер.

Деньги ничто, имидж – все

Существует мнение, что самое важное для соискателя — размер заработной платы. Но это не так. Ни один из потенциальных сотрудников не смотрит на цифры в первую очередь. При этом для многих очень важен имидж компании, ее ценности и миссия, которую она воплощает. Colin’s работает на рынке уже около 35 лет и за это время сеть компании выросла до более чем 600 магазинов в 38 странах. Эти показатели напрямую свидетельствуют об успешности бизнеса и правильности выбранного вектора развития. А одной из главных, если не важнейшей из ценностей компании, является наш персонал.

Достичь успеха без хорошей команды невозможно.

Поэтому стратегия и культура компании Colin’s направлена на создание сплоченной команды проактивных людей. Сейчас в Colin’s Украина работает 700 человек, из которых 650 – это сотрудники магазинов. При этом текучка персонала в 2017 году в офисе составила всего 9%, а на должностях кассиров и помощников менеджеров — 25%. Наибольшая текучка кадров, что не удивительно, была среди продавцов. Мы постоянно анализируем причины ухода сотрудников, и наиболее частые — неподходящий режим работы, переезд и желание сменить сферу деятельности.

Также мы анализируем и причины, по которым персонал остается лоялен к компании. Когда наших сотрудников спрашивают: почему они выбирают Colin’s, многие называют одной из главных причин стабильность. В условиях экономического и политического кризиса в стране этот фактор стал решающим. Людям важно быть уверенными в завтрашнем дне. Вторым важным фактором является возможность карьерного роста, третьим – атмосфера в коллективе.

Не призрачные перспективы, а реальные возможности

Считаю, что главная проблема большинства компаний с текучкой персонала связана с отсутствием взаимопонимания и четких критериев карьерного роста. Зарплата важна, но деньги мотивируют сотрудника ненадолго. Мотивацией на длинную дистанцию могут быть лишь личные цели и реальные перспективы карьерного развития.

Поэтому каждый из сотрудников Colin’s имеет реальные возможности для повышения. Мы практически не нанимаем на руководящие должности персонал извне, а самостоятельно взращиваем профессионалов.

В современном мире многие люди переживают за свое рабочее место, боятся потерять его. Этот страх давит на персонал, сковывает его и не дает раскрыть потенциал.

Мы же даем реальные возможности для роста в компании. Я сам знаю, на какой должности в компании буду через пять лет. Точно так же каждый из наших сотрудников понимает, какие перспективы перед ним открываются через 2-3 года или 5 лет.

Те люди, которые сейчас занимают посты территориальных менеджеров, в свое время начинали с должности продавца и прошли такой путь: продавец – старший продавец – кассир – помощник менеджера – менеджер магазина – территориальный менеджер, региональный менеджер.

Обучение персонала

При приеме сотрудника на работу для нас абсолютно не важно, какое образование получил человек. Ведь в университетах учат одному, а мы — совсем другому. Среди наиболее важных для нас качеств, на которые мы обращаем внимание при приеме на работу такие:

  • проактивность
  • коммуникабельность
  • доброжелательность
  • лидерские качества
  • умение работать в команде

У каждого бренда есть свой характер, правила и принципы обслуживания клиентов. И каждый наш работник должен перенять этот характер. Поэтому после недели работы в магазине каждый новый сотрудник должен пройти обучение в Colin’s Академии.

Colin’s Академия — специально оборудованное пространство площадью 150 кв. м в главном офисе компании в Киеве. В целом, обучение персонала – непрекращающийся процесс. Здесь проходят тренинги не только для новичков, но и для более опытных сотрудников. В общей сложности в прошлом году прошло около 2500 часов лекций и семинаров. Для их проведения в штате компании на постоянной основе работают два профессиональных тренера. Они обучают стандартам обслуживания, знаниям товара и многому другому.

Хорошая атмосфера и личная поддержка

Когда я впервые пришел в Colin’s, меня приятно удивила проактивность сотрудников, их взаимопонимание, поддержка, стремление воплощать миссию и нести ценности компании. Все это не может не подкупать. Личная поддержка новых сотрудников очень важна. Поэтому в Colin’s нет какой-то особой субординации в отношениях руководства с подчиненными. Даже если вы продавец в магазине, моя дверь для вас всегда открыта. У каждого из сотрудников есть мой номер телефона, они могут задать любой вопрос, попросить любого совета, профессионального, или личного характера.

Невозможно управлять компанией, постоянно действуя по строгим правилам и стандартам. Да, стандарты должны быть, но всегда нужно помнить о человеческом факторе. Компании важно найти оптимальную середину между гибкостью и строгими правилами.

Очень важно уважение и взаимопонимание персонала. Чтобы наладить связь между линейным персоналом и офисом, каждый сотрудник, который приходит в Colin’s, должен две недели проработать в магазине. Благодаря этому в главном офисе точно понимают все процессы и сложности, с которыми сталкиваются работники магазинов. Кроме того, каждую неделю мы проводим определенное время в магазинах, чтобы обсудить текущие вопросы с сотрудниками, узнать из первых уст об их пожеланиях и проблемах. Это связывает нас, делает ближе друг к другу, улучшает атмосферу в коллективе и настроение персонала в магазине.

Разные поколения могут стать ближе

Еще одна серьезная проблема многих компаний – недопонимание между руководящим составом и линейным персоналом. В том числе – недопонимание, связанное с разницей в возрасте. Руководители, которым уже за 50, часто могут совсем не понимать 18-летних сотрудников, и наоборот. Поколения Х и Z совершенно разные, их мотивация тоже.

Любому руководителю крайне важно понимать мотивацию своих сотрудников, а сотрудники должны понимать мотивы своего руководства. Идеальный вариант – когда их мотивация совпадает.

Хорошие взаимоотношения в коллективе этому способствуют. В Colin’s мы пытаемся стирать любые преграды и границы в общении между руководством и подчиненным. Многие сотрудники Colin’s – мои друзья в Facebook. Они знают, чем я занимаюсь, я знаю – чем занимаются они. Я посещаю магазины не для того, чтобы контролировать продавцов. А для того, чтобы поддерживать постоянную коммуникацию с ними. В ходе этих визитов, я интересуюсь не только профессиональными проблемами работников, но и их личной жизнью. Таким образом мы создаем дружеские, даже семейные отношения в компании. И это – среди основополагающих факторов нашего успеха.

Читайте также — 

HR-директор Intertop: Метод батога i пряника — глухий кут для бізнесу


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка