Ростислав Кисиль, Meest: Вакцина, электронная коммерция, зеленые технологии — что будет с экономикой и логистикой в 2021 году
Основатель и президент почтово-логистической группы компаний Meest Ростислав Кисиль о возможном восстановлении экономики и развитии отрасли логистики в 2021 году.
Основатель и президент почтово-логистической группы компаний Meest Ростислав Кисиль рассказал в своей колонке для Delo.ua о перспективах развития мировой и украинской экономики в 2021 году и в частности, как будет меняться сфера электронной коммерции и логистики. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этого материала.
Вакцина
Новости о вакцине заставили мировые рейтинговые агентства и даже политические организации изменить прогнозы на год в положительную сторону — сейчас они предсказывают увеличение мирового ВВП примерно на 5%, что является хорошим восстановлением.
Однако все будет зависеть от темпов и эффективности распространения доз. Неудачи с производством и транспортировкой могут на месяцы отложить долгожданную победу над пандемией. И чем дольше будем ждать этой победы, тем больше может пострадать экономика.
Перед индустрией логистики встала задача, с которой, как говорят игроки, они никогда не сталкивались. Один из главных вызовов — наладить процесс доставки десятков миллионов доз. Для этого надо будет радикально трансформировать процессы и менеджмент транспортировки.
Укрепление онлайн-коммерции
Пандемия окончательно изменила покупательские привычки. Все больше людей стали покупать вещи онлайн. Проникновение электронной коммерции в США за первые три месяца 2020 выросло вдвое — без карантина для такого роста нужно было бы 10 лет.
В 2021 году тренд продолжится. Еще в 2020 году сложился тренд на масштабное расширение складских площадей. Лидеры индустрии начали активно инвестировать в big box — склады почти на 20 000 кв. метров. Например, Amazon, по оценкам, арендовала зданий более чем 9 млн кв. м, чтобы иметь возможность обрабатывать большое количество посылок. И этот показатель будет расти — из-за пандемии и перехода потребителей к онлайн-покупкам.
Другое перспективное направление — автоматизация этих самых складских площадей. Инвестиции в роботизацию зданий увеличились более чем на 50% в прошлом году. Роботы позволяют компаниям увеличить скорость и эффективность сортировки, а также отправку посылок в конечные точки. И некоторые из них ездят даже не по запрограммированному маршруту, а самостоятельно — благодаря технологиям распознавания объектов. Этому рынку предсказывают рост до $6,8 млрд до 2025 года.
Изменится и сам механизм доставки. Не стоит также забывать об инструментах, с которыми непосредственно контактируют потребители. Например, во время пандемии мы видим, что возросшим спросом пользуются почтоматы. Это логично, ведь сейчас это, наверное, самый безопасный способ обмениваться вещами — потому что нет контактов с другими людьми. Последний год мы в Meest активно развиваем это направление — наша сеть насчитывает около 1500 устройств — и продолжим уделять ему внимание. Например, недавно запустили между почтоматами по Киеву сверхбыструю доставку всего за пять часов (для этого нужно вложить отправления в почтомат до 11:00), а буквально на днях запустили чат-боты для работы с почтоматами. Теперь можно открыть и закрыть ящик, оформить отправление, заплатить за него и отследить прямо в популярных мессенджерах — Viber и Telegram.
Зеленые технологии
В 2021 году мир вернется к серьезным шагам по сохранению окружающей среды, которые были отложены из-за пандемии. Состоится сразу несколько важных изменений, которые произойдут синхронно.
Евросоюз наконец начнет программу зеленой экономики. В ее рамках Еврокомиссия ежегодно будет выдавать транши и гранты на общую сумму, эквивалентную 0,5% ВВП еврозоны, на соответствующие частные проекты. Китай в то же время запустит очередную экономическую пятилетку, которая предусматривает увеличение энергоэффективности.
Изменения постепенно доходят и до логистики — в данной области это особенно актуально: по статистике, на транспорт приходится около 14% годовых выбросов. И грузовые перевозки ответственны за львиную их долю. Например, грузовики составляют лишь 5% от всех машин, но генерируют 25% выбросов.
Одно из главных направлений развития сейчас — ввод в эксплуатацию электромобилей. Если потребительский рынок здесь развивается уже достаточно давно, то корпоративный начал набирать обороты только год-два назад. 2020-й стал важным в этой области: 10 000 электрических фургонов заказали Amazon и UPS, собственное решение представил перспективный стартап Volta, а Daimler, Ford и General Motors сообщили о планах выпустить новинки в 2021-22 годах. Поэтому следующие несколько десятков месяцев станут, как говорят, «горячими» для отрасли: на рынок выйдет сразу несколько крупных и средних игроков, постепенно делая отрасль «зеленее».
Экологические инициативы — также хороший инструмент. Например, мы в Meest с 2016 года при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) реализуем программу «Зеленая логистика»: меняем подходы к утилизации и переработки отходов, а также внедряем экотехнологии во всей цепочке процессов.
Кроме того, мы ввели дополнительную услугу «4Д: Доставка Дружня До Довкілля»: в ее рамках клиенты могут доплатить к тарифу 1 гривну, чтобы сделать отправления экологически чистыми. По данным консалтинговой компании EcoArt, именно такая сумма нужна, чтобы компенсировать два килограмма выбросов углекислого газа — такой объем парниковых газов образуется при доставке. Эти деньги потом идут на посадку деревьев или другие проекты поглощения выбросов.
Последующие месяцы мир, несомненно, будет пристально наблюдать за распространением и действием вакцины. От этого действительно будет зависеть многое. Но параллельно с этим будут происходить и другие не менее важные процессы — изменения в мировой торговле и борьба с изменением климата.
Источник: Delo.ua
Читайте также —
Ростислав Кисиль, Meest: актуальные тренды доставки в 2021 году и планы собственных авиаперевозок