Юрий Кирилов, Hochu rayu: Мы создаем микромиры
Как разрабатываются проекты магазинов BILLA, Будинок іграшок, Egersund Seafood и благодаря чему торговое пространство может повышать лояльность покупателей.
Украинское дизайн-бюро Hochu rayu основано братьями Юрием и Виталием Кириловыми совместно с Данутой Криль и специализируется на создании «микромиров» — комплексных концептуальных дизайн проектов для бизнеса. Среди постоянных клиентов бюро – BILLA, Будинок іграшок, Egersund Seafood, Orange Club и другие.
Последние полгода, через уникальные технологические разработки, компанию часто добавляют в различные «десятки стартапов, заставивших мир говорить об Украине в 2017 году». Также учредители Hochu rayu станут спикерами крупнейшей в Украине специализированной выставки индустрии ритейла и девелопмента RETAIL & DEVELOPMENT BUSINESS EXPO, которая состоится 29-30 марта 2018 года в столичном НСК «Олимпийский». В интервью RAU один из основателей бренда Юрий Кирилов рассказал, как создается микромир каждого отдельного магазина, как разрабатывали «ледяные пещеры» Egersund в киевском ЦУМ, про магазины Будинку іграшок и в чем была особенность сотрудничества с BILLA.
— Как давно существует ваше бюро?
— С 2011 года, когда был завершен проект для компании Manezh в Черкассах. Это был первый собранный нами микромир — многофунциональное пространство, совмещающее функции офиса и шоу-рума, который стал определенным материализованным 3D-каталогом всей продукции компании в одном месте. Также там проводятся разнообразные события, в частности Кайдзен (семинары по обучению по японской технологии).
— Над чем работаете сейчас?
— Только завершили работу над созданием пространства и самого бренда для новой сети магазинов товаров для творчества Либрариум в Черкассах и Сумах. Также сейчас работаем над воплощением нового формата магазинов туристического снаряжения Gorgany во Львове. Еще дорабатываем последние детали перед открытием ресторана для Egersund Seafood, который будет находиться в Киеве.
— Сколько магазинов для Egersund Seafood вы уже сделали и какой получили результат?
— Это будет уже третья локация. Начинали с первого магазина Egersund в Украине, расположенного в Киеве на Позняках — полностью создали визуальную концепцию пространства и архитектуры, уникальное оборудование, продумывали схему по которой люди должны двигаться в этом пространстве. Работали вместе с Fedoriv, которые готовили айдентику бренда и другие коммуникационные элементы. Вышел многим уже известный Egersund (Fishstore — так мы называем его внутренне) – локация, которая сочетает ландшафт Северного моря и норвежской современной архитектуры. Этот проект Egersund Seafood получил награду от Европейской ассоциации архитекторов.
— Каким стал следующий совместный проект?
— Позже разрабатывали концепцию Egersund в киевском ЦУМе.
— Чем отличаются два магазина?
— Принципиальная разница торговой точки Egersund в ЦУМе в том, что это фуд-корт и нам надо было то, что мы разработали для моно магазина стрит-ритейла, перенести туда, где восприятие людьми пространства, принцип покупки и технология совсем другие. Мы все это учитывали и сжали до максимально возможного формата. Концептуально мы пришли к образу ледовой пещеры.
— Как начали работу с Будинком іграшок?
— Сначала речь шла о создании только планировочного решения для одного из львовских магазинов, который должен был открываться. Но мы понимали, что для такого бренда нужно что-то большее, что им нужен комплексный подход и интересная концепция, ведь они продают детские мечты. Позже в процессе общения мы смогли прийти к общему мнению. Владелец Будинку іграшок не верил, что магазин будет реализован так же, как мы запланировали в проекте. Но нам удалось его приятно удивить. Потому что для нас дизайн – это всегда решение, а не только красивые картинки.
— Какой именно это был проект?
— Флагманский магазин в ТРЦ Forum Lviv. Основная концепция этого пространства — гиперболизированный дом Бигфута — великана. В этом пространстве и взрослые, и дети будут чувствовать себя всегда маленькими гостями. Поэтому вход у нас разделен на обычный и рядом другой — маленькие двери сквозь витрину в тайный лабиринт, а уже из него дети могут попасть в холл гигантского владельца. В магазине есть и другие тайные закоулки, гиперболизированные предметы, мы даже одежду великана сшили, а сам Бигфут просто поднялся по лестнице выше. Также мы забрали кассу и перенесли ее из входа в огромную «живую картину» в центре магазина. Нам очень важно было передать атмосферу дома великого мечтателя, в котором все возможно и сами игрушки тоже персонажи и гости. Через год мы занялись разработкой Будинку Іграшок в Lavina Mall.
— Что уникального было создано в этом объекте?
— В Lavina был открыт крупнейший в Украине парк развлечений Галактика, поэтому магазин было решено создать в стиле «базы суперагентов», что отражено во всех деталях локации. Главная фишка – тайный вход для детей-супергероев, в который можно войти только после идентификации через отпечаток руки. Внутри лабиринт с лазерами и обезвреживанием «взрывчатки», поэтому попасть в магазин из него можно только выполнив суперзадачи. Мы считаем, что украинцам надо, приходя в магазины, получать новые эмоции. Среди прочего — тайная комната, «центр управления полетами» в кассовой зоне, множество элементов декора, уникальная графика на стенах, которые станут интересным элементом для любой фотографии.
— По какому принципу работаете?
— Создавая пространственный и предметный дизайн, мы превращаем объект в уникальный микромир, фактически мы рассказываем новую историю, которая дополняет и пересказывает идею бизнеса в ее лучшем виде, более близким для клиента. Когда мы беремся за разработку новой локации, работаем в несколько стадий. Одну из них мы называем эмпатией – когда мы стараемся «прожить» пребывания в пространстве с разных точек зрения — от владельца бизнеса до посетителя, будто перевоплотиться в них и понять их потребности. Так мы приходим к оптимальному пространственному решению. Затем мы полностью контролируем процесс реализации идеи, чтобы ценности и традиции бренда были отражены в проекте.
— При работе с Egersund и Будинком Іграшок на какие традиции вы опирались?
— Базовые пункты Egersund – чистота и современность с норвежскими корнями. Если говорить про Будинок Іграшок, то это эмоции, большой ассортимент и понимание того, что актуально именно сейчас детям.
— Сколько в среднем продолжается разработка проекта и его реализация?
— Это очень сильно зависит от входных условий, но в основном на базовый концепт идет от двух недель до месяца. Процесс реализации занимает от трех месяцев до года. На это влияет большое количество факторов, которые позволяют сделать процесс быстрым или наоборот затянуть.
— Сложно было работать с BILLA?
— Это очень большая сеть и один из факторов работы с BILLA в том, что каждое решение проходило несколько уровней согласования и утверждения. Но у нас был очень жесткий срок и за три месяца, благодаря совместной командной работе мы реализовали все – от концепции до готового магазина. Было много технических наработок команды BILLA, а мы собирали все визуально и концептуально. В результате у нас возникла идея Pop-art kitchen, которая собственно объединялась идеей маспродукта как искусства. Это был ребрендинг флагманского магазина на Позняках, где было обновлено все оборудование, логика выдачи, расширен ассортимент товаров и услуг, внешний вид локации. Также мы выступили консультантами по коммуникационной части. Интересно, что магазин полностью на ремонт не закрывался, а только частями, что стало для нас новым опытом.
— Удалось разобраться, кто принимает решении в BILLA?
— Конечно, нам удалось выстроить рабочую и дружескую коммуникацию и все успешно воплотить.
— Давно закончили этот проект?
— В конце 2017 года. Это был 101-й магазин, расположенный возле главного украинского офиса, то есть один из флагманов сети.
— Влияют ваши ре-концепции на доходность магазинов?
— Как показывает практика, они получают до 20% прироста.
— Вы делаете запросы на такую информацию?
— Ведем статистику по различным брендам. Пока эта информация довольно общая со средним показателем, но на RETAIL & DEVELOPMENT BUSINESS EXPO в нашей презентации мы представим более подробно цифры.
— Большая конкуренция подобных разработок в Украине?
— В нашей стране нет – подобные компании можно на пальцах посчитать. Если глобально смотреть, то лидеры по разработке оригинальных концепций и интегрированных технологий для ритейлеров – это Англия и Германия. Я имею в виду качественные компании, которые не имеют различий между визуальной картинкой и тем, что действительно делает бренд.
— То есть украинские ритейлеры обычно обращаются к западным компаниям?
— Насколько мне известно, да, и приоритет отдают, как я уже отметил, англичанам или немцам, хотя это значительно дороже, чем разработка в Украине. Кроме того, иностранцам не всегда удается понять нашу ментальность или традиции бренда, чтобы четко передать концепцию компании.
— Что вас отличает от них?
— Комплексный подход, ведь мы не просто меняем дизайн витрин или обновляем оборудование, а создаем совершенно уникальный микромир для каждой отдельной локации. Кроме того, мы открытая, семейная компания, поэтому заботимся о своей репутации и всегда стараемся делать все результативно. Еще мы имеем опыт в разработке уникальных технологических продуктов.
— Что имеете в виду?
— Работаем над разработкой гаджетов и эмоциональных предметов, которые дополняют рабочее пространство компаний. Сейчас разрабатываем Helmfon — уникальный шлем-девайс с местом для смартфона, который блокирует звуки снаружи и изнутри, и позволяет, таким образом, говорить человеку вслух и никому этим не мешать в открытых рабочих пространствах. Он должен стать решением для компаний, в которых работникам приходится часто проводить телефонные конференции. Этот проект сейчас входит в десятку самых ожидаемых разработок из Украины в США по версии Голос Америки, к нам за комментариями обращались CNN, Business Insider, MSN, Design Boom и много других крупных СМИ.
— Где закупаєте оборудования для своих проектов?
— Мы выбрали не самый простой путь, ведь сами разрабатываем оборудование для всех брендов, с кем работаем. Бывают присутствуют стандартные позиции, но их всегда меньше, в основном все изготавливается с нуля и это одно из наших преимуществ на рынке.
— Какие тренды вы можете выделить в создании новых форматов или ре-концепций магазинов?
— Мы не делаем трендовых штук, ведь они временные. Мы пытаемся выделить суть компании, помочь ей определиться с тем, как она должна выглядеть, чтобы передавать свои ценности. Для этого формируется концепция, которая все это упорядочивает. И это актуальнее, чем сиюминутные тренды. Ритейл сейчас быстро развивается в технологическом направлении, очень динамично растет онлайн, но, в то же время, ему необходимо становиться более качественным и в офлайн. Людей надо завлекать не только товаром, но и средой или, как мы говорим, микромиром, который есть у этого ритейла. И здесь уникальность важнее трендов. Именно она сближает покупателя и торговую сеть.
29 марта 2018 года основатели Hochu rayu станут спикерами крупнейшей в Украине специализированной выставки индустрии ритейла и девелопмента RETAIL & DEVELOPMENT BUSINESS EXPO. Ассоциация ритейлеров Украины приглашает представителей компаний сферы розничной торговли, девелопмента, инвесторов, брокеров и консультантов, компаний сегмента b2b присоединиться к мероприятию!