От ремонта квартир до создания магазинов международных брендов. Кейс Synergy Construction
Основатель Synergy Construction Иван Голуб об этапах развития строительной компании, особенностях работы с корпоративными клиентами, перспективах строительной отрасли и многом другом.
Месяц назад в столичном ТРЦ Lavina Mall открылся крупнейший в мире магазин Sinsay площадью 2300 кв. м, а затем еще один, поменьше – в одесском ТРЦ Gagarinn Plaza. Эти торговые точки польского производителя одежды – компании LPP — от начала и до открытия создавали специалисты компании Synergy Construction.
Причем первые две тысячи «квадратов» были обустроены в рекордные сроки. Чуть ли не каждый месяц строители сдают готовые помещения известных брендов, таких как New Yorker, Reserved, LC Waikiki, DeFacto, BraBraBra и др.
RAU расспросила одного из основателей компании Synergy Construction Ивана Голуба о том, как из небольшой строительной фирмы, коих сотни на рынке Украины, превратиться в компанию полного строительного цикла, представленную в Европе.
Этап первый. Ремонты квартир
— Как возникла идея заняться строительным бизнесом?
— Я вырос в семье строителей: и родители, и дедушка с бабушкой работали в этой сфере. Ко всему прочему, жили мы недалеко от Киевского национального университета строительства и архитектуры. Так что мой выбор был очевиден, и я ничуть о нем не жалею. Кстати, мой нынешний компаньон Григорий Вербицкий тоже закончил этот вуз.
— Вы познакомились во время учебы?
— Нет, позже. Прежде я основал компанию ТМБУД с другими партнерами — в 2005 году. Первый наш офис был в двухкомнатной квартире, а штат состоял из двух бригад строителей и одного бухгалтера, который, кстати, работает с нами до сих пор. Я совмещал работу директора и прораба. Занимались частными заказами на ремонт квартир и сооружение коттеджей. Если помните, тогда был настоящий бум жилищного и коммерческого строительства, который закончился в 2008-м из-за финансового кризиса.
— То есть вы создали совместный бизнес во время кризиса?
— Совершенно верно. У Григория Вербицкого было свое предприятие – АВС Синергия и оно испытывало те же проблемы, что и наше. Отказ клиентов от завершения начатых проектов и отсутствие новых заказчиков. Чтобы сэкономить на содержании административного персонала Григорий предложил объединиться под брендом Синергия. Хотя компания под названием ТМБУД существует и сейчас.
Этап второй. Систематизация бизнеса
— Помогла ли такая оптимизация и как вы находили новых заказчиков?
— Заказчиков находили через знакомых и существующих клиентов. «Сарафанное радио» в те времена работало гораздо лучше рекламы, например, в прессе. Но после начала кризиса и объединения компаний под одним брендом в 2009 году мы решили сделать бизнес более системным. Запустили сайт компании и первым делом создали коммерческий отдел. Кроме того, сразу разделили сферы ответственности владельцев.
Я занялся производственной частью, а Григорий взял на себя рекламу, маркетинг и общение с заказчиками.
— Тогда же вы начали заниматься коммерческой недвижимостью?
— Нет, за год до кризиса, в 2007 году, нам удалось сдать в Боярке свой первый крупный объект – ТЦ Молодежный. Он и сейчас работает – трехэтажное здание общей площадью 2400 кв. Начали также строить 4-этажную гостиницу на выезде из Киева в сторону Межигорья, но кризис остановил эту стройку на этапе сдачи монолита здания – заказчик решил заморозить проект.
— Кто были первыми заказчиками услуг объединенной компании?
— Поначалу это все-таки были старые клиенты, которые понемногу оправлялись от кризиса. Потом мы начали сотрудничество с К.А.Н. Девелопмент. В их ЖК Комфорт-Таун мы как субподрядчики построили Школу искусств и спортклуб Sport life. Параллельно начали проект в селе Вишенки Бориспольского района по строительству коттеджного городка Золоче. Основные заказы все-таки касались больше общестроительных работ. Потом появился ритейл.
— Когда это произошло?
— Как только в Украине начали строить большие современные торговые центры, такие как Ocean Plaza. Там, например, мы делали ремонт для магазинов English Home и Ravin. Также мы занимались там обустройством ресторана Мураками для сети TARANTINO family. Но вдруг мы столкнулись с другой проблемой — развитие строительного рынка приводило и к тому, что наши прорабы начинали свой собственный бизнес, уводя за собой и сотрудников, и клиентов. И нам опять приходилось нарабатывать утраченное.
— Как много из них осталось на рынке сейчас?
— Примерно 90% тех, кто ушел, продолжают работать. То есть, мы готовили хорошие кадры.
— Получается, что готовили кадры для других?
— Сейчас такие риски ухода сотрудников сведены к минимуму. Мы сделали выводы и приняли меры для сплочения коллектива. Делаем ставку на молодых, обучаем их и финансово стимулируем достигать лучших результатов. Отдельно проводим так называемый коммерческий досуг. Например, в этом году на День строителя всем коллективом поехали на рафтинг в Мигею на Южный Буг, в прошлом году поднялись на Говерлу. По вторникам мы играем в волейбол и так далее. Это позволяет установить нормальные дружеские отношения в коллективе.
— А профессиональный рост персонала оплачиваете?
— Да, например, мы оплачиваем обучение английскому языку, а также прохождение всевозможных курсов повышения квалификации. Предоставляем возможность посещать различные форумы и выставки, где собираются наши потенциальные клиенты. Поэтому у нас почти нет оттока кадров.
Этап третий. Выход за границу
— Как вы начали сотрудничать с иностранными брендами?
— По мере строительства ТРЦ в Украину стали заходить международные компании, такие как польская LPP, турецкая LC Waikiki, немецкая NewYorker и другие. До этого у нас уже был опыт сотрудничества с сетью Argo. У всех этих ритейлеров достаточно большие площади и серьезные проекты, поэтому нам было интересно предложить им свои услуги.
— Как думаете, почему они начали сотрудничество с вашей компанией?
— Они хотят видеть оптимальное предложение, где есть разумное соотношение цены и качества. На тендерах, как правило, сразу отсекают самое высокое и самое низкое ценовое предложение. Они ценят свое время, требуют применения качественных материалов и соблюдения технологии строительства в оговоренные сроки. Для иностранных компаний ремонт – это инвестиция.
— Почему наши компании не рассматривают ремонт как инвестиции?
— Потому что иностранцы, приходя в ТРЦ, заключают контракт сразу на 5-10 лет. И даже если у них с прибылью будет работать только один магазин, перекрывая убытки трех других, они будут в них вкладываться, потому что это узнаваемость бренда и демонстрация надежности компании. Украинские ритейлеры не всегда могут спрогнозировать долгосрочную перспективу, потому не спешат вкладывать в дорогой ремонт. С нами многие бренды хотят работать, но говорят, что наши услуги для них дороги. А мы считаем, что качественный ремонт в одном и том же ТРЦ не может стоить по-разному для иностранного бренда и украинской компании. Потому иногда вынуждены отказывать. Но чаще стараемся найти общий язык. На нашем счету объекты сети магазинов Цитрус, Estro, Eva, Aurum, БілеСухе и многих других. Помимо ритейла, мы также сотрудничаем с медицинской лабораторией Dila, брендом Аптека Доброго Дня.
— Почему решили открыть компанию в Польше?
— Эта идея возникла, когда мы поняли, что можем сопровождать наших заказчиков и за границей, помогая им открывать новые магазины. Пошли в те страны, где открывались магазины наших заказчиков.
Попутно стали возить из-за границы стройматериалы для наших клиентов в Украину. Этим занимается мой компаньон Григорий Вербицкий. Почти три года назад мы открыли компанию Synergy Construction в Польше и Молдове.
— Как иностранцы приняли вашу идею?
— Очень хорошо. Они уже знали нас по работе в Украине и с удовольствием привлекали для работы на своих зарубежных объектах. Например, в Молдове мы строили магазины для DeFacto и LC Waikiki. Постепенно география расширилась: наши объекты есть в Болгарии, Чехии, Польше, Словакии.
— То есть, у вас офисы во всех этих странах?
— Нет. Только в Польше и Молдове. Польский офис позволяет нам строить по всей Европе, чего нельзя сказать о Молдове и Украине, где должны быть местные компании.
— Строители тоже наши или набираете из местных?
— В основном наши рабочие строят в Европе, а в Молдове привлекаем местных специалистов. Хотя, чтобы быть уверенными в качестве работ, электриков, например, приглашаем отсюда.
— Есть ли у вас другие заказчики-ритейлеры за границей, кроме тех, кто пришел в Украину?
— Да, украинские компании, которые открывают свои магазины в Европе. Например, в Польше мы обустроили три магазина фирменной посуды Fissman. Но пока за границей мы находимся в стадии развития бизнеса.
— Какие ваши дальнейшие планы в Украине?
— Прежде всего мы хотим развивать наш проектный отдел. Так как до сих пор максимум, что нам приходилось делать – переводить и адаптировать под украинские регуляции и нормы проекты наших иностранных заказчиков. А теперь мы хотим заниматься дизайном помещений сами. И безусловно, работаем над привлечением новых клиентов, известных международных брендов, ведущих украинских ритейлеров, представителей ресторанного и туристического бизнеса.
Читайте также —
Лев Парцхаладзе: Как привлечь инвестиции в строительную отрасль