
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Как всего за год бизнес-идея небольшого ресторана трансформировалась в формулу международного франчайзинга с несколькими моделями дохода, и как в этом помогла вирусная реклама.
RAU продолжает серию публикаций Franchise-story: о том, как построить успешный бизнес, продавая другим право работать под раскрученным брендом и использовать проверенные технологии. Что лучше – самому пробовать и ошибаться или воспользоваться опытом, например, образовательного проекта от Franchise Group?
Предприниматель Рон Симпсон из Нидерландов построил международную франшизу ресторана The Avocado Show в течение одного года.
Благодаря сотням миллионов просмотров вирусная онлайн-кампания привлекла более 100 000 поклонников, а сама модель ресторана эволюционировала до мирового бренда с собственной линейкой товаров: косметики, одежды, сувениров, продуктов и многого другого. О том, как создавалась идея, почему оказалась успешна, как менялась на пути к франчайзингу предприниматель рассказал на форуме ресторанного и гостиничного франчайзинга Franchithink.
Я всю жизнь креативил, занимался маркетингом и рекламными кампаниями, в том числе всемирноизвестных брендов. Полтора года назад у меня появилась идея.
Рон с партнерами по проекту
Я любил рестораны и вкусную еду, но опыта построения и ведения бизнеса не было ни у меня, ни у партнера. Несмотря на это, мы решили открыть новое заведение в Амстердаме.
Для начала проанализировали: что популярно в мире. Мы выбрали концепцию моно-ресторана, но решили ее слегка приукрасить. Решили сконцентрировать внимание на одном продукте, и стали его выбирать.
Каждый знает об авокадо — какой он на вкус, как выглядит. Это очень полезный и питательный продукт и у него миллионы фанатов по всему миру. К тому же он очень фотогеничный. Тем не менее мы не нашли ни одного заведения, в котором все меню строилось бы на основе авокадо.
За 10 минут мы придумали идею, еще за 10 – поняли, что ее стоит реализовать. Нужно было ответить на главный вопрос, не углубляясь пока в дизайн интерьера и прочие составляющие: какой будет еда? Она должна быть красивой, полезной, иметь в основе авокадо и не пугать ценником.
Все любят рис, салат, пиццу, бургеры, суши, тосты, сыр, блинчики, яичницу. Это еда, знакомая всем с детства. Мы добавили авокадо в эти блюда, убедились, что вкус получился непревзойденным, а внешний вид — потрясающим.
В течение пяти дней зарегистрировали бренд, даже при том, что лого было несовершенным и его сложно было масштабировать. То есть в первый день появилась идея, на второй — концепция, третий и четвертый мы были на фестивале, а на пятый — все собрали и готовы были двигаться дальше.
Мы решили, что будем показывать блюда в том виде, в котором видит их клиент. У нас темная столешница и тарелка, яркая еда и идеальный контраст цветов. К этому сочетанию мы долго шли и совершали немало ошибок.
В итоге сработало базовое сочетание цветов, которое изучают на курсах по искусству: цветная еда на темном фоне. И если, например, основной цвет зеленый, как у нас, нужно найти контрастный ему цвет — фиолетовый или лиловый.
Это сочетание цветов мы использовали и в дизайне ресторана: вместо деревянных столов мы начали использовать темные столы из гранита, а в самом ресторане используем такое же освещение, как и в фотостудии. В итоге фото блюд посетителей выглядят также, как и наши фото в Instagram.
Мы были настолько воодушевлены, что моментально купили помещение, где собирались открыться. Мы хотели рассказать об этом всему миру, и я разместил пост в Facebook и промо-ролик. В соцсетях все сошли с ума: за следующие сутки на почту пришло несколько тысяч писем, 1200 сообщений я получил в различных мессенджерах. Безумие длилось две недели.
Потом начали подводить первые итоги: за две недели получили 212 млн просмотров промо-ролика, о нас написали СМИ более чем в 60 странах на всех языках мира.
Еще до открытия пришло около 70 предложений по покупке франшизы. За две недели у нас появилось 100 000 подписчиков в социальных сетях. Нам задавали вопросы на всех возможных языках, о нас писали. Мне звонили из Google, когда увидели посещаемость сайта: 1,1 млн человек, хотя сам сайт еще был очень «сырой». И это не единственное, что мы не успевали: как только люди узнали, что ресторан скоро откроется, к нему стали приходить десятки людей, а там даже ремонта не было. Мы спешили — в итоге у нас получился очень простой интерьер.
Мои друзья помогли мне с построением бизнес-процессов: кто-то был хорошим шеф-поваром, кто-то разбирался в выстраивании сервиса, кто-то — в дизайне.
Изначально маркетинговая активность была простой: мы написали в соцсетях, что самые первые 50 гостей попробуют первое блюдо бесплатно. Это был самый потрясающий день: мы получили 22 000 писем по e-mail. 17 марта 2017 года мы открылись. В тот день перед рестораном была очередь. И мы гордимся тем, что эта очередь до сих пор у нас есть.
После открытия поняли, что нам нужен постоянный поставщик авокадо. Мы вышли на самого большого дистрибьютора этого продукта в Европе. Они видели резонанс, вызванный The Avocado Show и попросили сделать так, чтобы и об их компании узнало столько же людей.
А тем временем в нашем ресторане появлялись дополнительные запросы: спрашивали футболки с логотипом, предлагали изготовление косметики на основе авокадо, спрашивали, что мы еще продаем… В итоге мы создали целую линейку с мотивами авокадо, в которой было все — зонты, футболки, сумки, толстовки, и до мелочей: свечки, значки и другие аксессуары.
Эти продукты могут продавать наши франчайзи, помимо напитков и еды. Это уже увеличило выручку на 25%.
Мы не собирались заниматься франчайзингом — это должен был быть фанчайзинг. Первые два ресторана мы открыли сами, третий — с нашим партнером из Брюсселя.
Ресторан The Avocado Show в Брюсселе
У нас есть несколько показателей, по которым мы выбираем страну и партнера. Во-первых, сама страна должна быть готова — ее законодательная база, потенциальные потребители к самому продукту.
Изучаем новый рынок очень внимательно, чтобы прогнозировать, насколько будет успешен проект. Обязательно учитывается сложность или простота прямой доставки авокадо. Важный нюанс: нам интересна мастер-франшиза или хотя бы региональная. Открывать каждый объект с новым франчайзи нам неинтересно. У нас должны совпадать ценности и амбиции.
Чтобы перейти от собственных объектов к франчайзинговым, мы обратились в франчайзинговую компанию, которая помогла выстроить процессы правильно. Паушальный взнос составляет 35 000 евро, 6% роялти, 2% международный маркетинг и 1% локальный.
Наше первое заведение по франшизе открылось всего несколько дней назад в Брюсселе. Собственные объекты будем открывать у себя в стране, а франчайзинговые — в других странах. Сейчас ведем активные переговоры с партнерами в ближайших к нам странах.
У нас простые требования: мы ожидаем увидеть исключительно качественный продукт, одинаковый сервис и предвосхищение ожиданий. В любой точке планеты гость получит одинаково вкусный продукт и неизменный уровень сервиса.
Мы уже насчитали 23 копии нашего бизнеса. Они могут скопировать рецепт, но не могут скопировать бренд.
Когда открывали первый ресторан, основательного финансового плана не было, но для себя прикинули, что хотели бы в итоге заработать. И по результатам работы первого года получили в два раза больше, чем ожидали и вернули все инвестиции.
В нашем ресторане самый высокий доход на квадратный метр в Амстердаме. А по выходным оборачиваемость стола составляет восемь раз.
Через год и три месяца — в июне 2018-го, мы открыли второй ресторан. На следующий год у нас уже есть четыре подписанных договора на франчайзинговые объекты.
В других странах развивать бизнес не так просто: другие правила, другая культура, язык, и много особенностей. Самое сложное — поиск авокадо, потому что он должен быть соответствующего качества. Можно обеспечить прямые поставки, но есть специфика работы с таможней.
По второму ресторану ожидаем возврата инвестиций через два года. Инвестиции в него не меньше, но он работает по другой модели — покупка продукта с собой. Это формат To Go — нет посадочных мест и меньшая площадь.
Мы не поменяли бизнес-модель, это концепция развития сети. Согласно ей, мы открываем один большой ресторан и несколько точек в формате “еда с собой” недалеко от него. Тогда в большом ресторане закрываются все вопросы по кухне, а в маленьких работают только на выдачу. Такой формат более интересен и прибыльный: мы можем обслужить большее количество людей.
Читайте также —
Швидкість, локація, фідбек: як Zara заробляє мільярди з мінімумом вкладень в рекламу