Путь Авроры: в ближайшие годы ритейлер планирует открыть более 2000 магазинов в Украине и выйти на зарубежные рынки

Путь Авроры: в ближайшие годы ритейлер планирует открыть более 2000 магазинов в Украине и выйти на зарубежные рынки

28.06.2023 08:45
  1210
Костянтин Симоненко

В интервью изданию LIGA.net соучредитель сети Аврора Лев Жиденко рассказал о становлении компании, ее работе во время войны, причинах роста выручки, выходе на столичный рынок и многом другом. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой беседы.

О начале бизнеса

Сеть мультимаркетов Аврора, согласно официальной истории компании, появилась в 2011 году в поселке Опишня Полтавской области. Сейчас это административный центр Опишнянской объединенной территориальной общины. Учредители компании Тарас Панасенко и Лев Жиденко начали с того, что арендовали раскладной стол и организовали торговую точку на рынке Опишни. Впоследствии открылась точка в соседнем поселке Диканька, а затем полноценный магазин на центральном рынке Полтавы. Он назывался «Веселий кошик». В тот момент персонал компании насчитывал пять человек.

В следующем году название сменили на «Хватай. Все по 5, 10, 15». Оно подчеркивало формат работы магазина, впрочем, сдерживало дальнейшее развитие. В 2013 году появилось название Аврора. Спустя десять лет сеть насчитывает 1000 магазинов по всей стране.

О потерях и достижениях во время войны

С началом полномасштабной войны сеть потеряла более 100 магазинов: некоторые остались на оккупированных территориях или разбомблены или вынужденно закрыты. Многие товары были недоступны из-за разрушенных цепочек поставок как у самой сети, так и у ее поставщиков. Полностью эти цепи поставок не восстановлены до сих пор.

В то же время с начала войны также открыли более 100 новых магазинов. Конечно, большая часть новых локаций сейчас находится на западе Украины. Но экспансия на запад страны и так была запланирована – в центре и на востоке просто физически уже было больше магазинов. К тому же открыли распределительный центр в Виннице. По состоянию на конец июня в сети работает 1000 магазинов и всего занято около 8000 работников.

Об увеличении дохода

В 2022 году доходы сети удвоились – в том числе из-за высокой инфляции. Поскольку склады компании не пострадали во время боевых действий, у ритейлера были достаточные запасы товара. К тому же в 2021 году компания получила инвестиции от фонда Horizon Capital, поэтому финансовое состояние тоже было хорошим. Это позволило динамично восстанавливать количество магазинов. Есть регионы, где кроме Аврора вообще мало кто работает из продовольственных ритейлеров. К примеру, Донецкая область. А там, где мало других магазинов, доход существенно выше.

Дополнительным источником выручки стала новая категория покупателей – переселенцы, люди с доходом «средний плюс». Раньше они обходили стороной Аврора, считая эти магазины «не того уровня». Но при переезде в другие города, когда был определенный период дефицита товаров или вообще очень большая потребность экономить, люди начали заходить в такие магазины. Они увидели, что это те же товары с тем же качеством, к которому они привыкли. Но гораздо дешевле.

О модели шведского стола

Знаменитый шведский стол – это о свободе выбора. Так же в Авроре пытаются делать, предлагая широкий выбор. Кому-то нужны подгузники, другим — консервы или вилки, потому что они только переехали в город. Так и возникла идея с сертификатами благотворительных фондов для приобретения товаров сети.

Клиент сам выбирает, какая сеть или товар лучше других. Поэтому, чтобы отличаться от конкурентов, тоже работающих в сегменте dollar store, решили поставить себе такую планку: во всех других сетях возврат товара – 14 дней (по закону), а у Аврора – 30 дней. И тот факт, что люди могут вернуть товар, вынуждает более внимательно к этому относиться, чтобы не закупить некачественный. Это был определенный вызов, но клиенты постепенно стали ценить такое отношение. Пока цифра возвратов невелика и постепенно уменьшается.

О формировании ассортимента

Еще в мирное время сеть пыталась сформировать соотношение 65% отечественных товаров к 35% импортных. Сейчас пропорция примерно такая же. Но она отличается в определенные месяцы из-за сезонных товаров. Например, в декабре больше импортных товаров, потому что это время елочных украшений, которые в основном возят из-за границы. География импортных товаров в сети – это преимущественно Китай, Индия, Турция и Европа. Украинских производителей обычно нет во многих категориях, где есть запрос на трендовость, креативность, интересность, скорость смены ассортимента. Это могут дать пока только китайские производители.

Об эффективном сервисе

Специальная команда постоянно анализирует возможности инноваций. Сейчас бета-тестирование проходят кассы самообслуживания своей разработки. Равно как и прайсчекеры, благодаря которым можно проверить цену товара. Их тоже компания собирает самостоятельно из купленных запчастей, что получается значительно дешевле – 200 евро против 1200 евро за готовый прибор у производителя. Потому этих устройств в магазинах много.

О планах компании

В июне сеть достигла отметки в 1000 магазинов. Нынешний план предусматривает открытие нового магазина каждые 17 часов. В ближайшие годы планируется открыть более 2000 магазинов в Украине. К 2026 году Аврора должна быть готова к выходу на биржу.

Опыта выхода на иностранные рынки еще нет, но такие планы есть. В Европе уже существует соответствующая команда, включая CEO. Там рынок более насыщенный и есть крутые крупные игроки – в частности, сети TEDi, Pepco, Action. О выходе в Молдову, Румынию или балканские страны можно будет говорить через шесть месяцев, возможно, двенадцать, когда будет видно, как получается работать.

Об онлайн-продажах

Сейчас процент онлайн-продаж совсем невелик. Никто в этом сегменте не делает акцент на интернет-магазине, потому что онлайн-продажи недорогих товаров сложно сделать экономически выгодными. Потому это скорее поддерживающий канал, чем основной.

Пока он находится в режиме тестирования относительно внутренних процессов и взаимодействия с клиентом. Мобильное приложение существует пока только на Android и его функционал ограничен прайсчекером и возможностью посмотреть, в каких магазинах есть товары по запросу. Разрабатывается новая версия, которая тоже будет и для iPhone.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка