Топ-5 великих бизнес-империй в ритейле: истории успеха
В новой статье от портала LinDeal отмечены 20 крупнейших мировых компаний, их истории успеха и дальнейшие перспективы. Из них RAU выбрала пятерку крупнейших ритейлеров.
Как отмечается в материале LinDeal, при отборе компаний в первую очередь внимание уделялось трем основным показателям: рыночная капитализация, стоимость акций в 2022 году, история бренда.
Amazon
Детище Джеффа Безоса с рыночной капитализацией $1,46 трлн занимает пятое место среди самых дорогих компаний мира. Впрочем, 2022-й пока еще не самый лучший год в истории Amazon: так, в 2019 корпорация стала самой дорогой компанией планеты, обогнав своего многолетнего конкурента Microsoft.
История компании началась в 1994 году, когда ее основатель вознамерился создать самый большой в мире онлайн-магазин, где можно купить все на свете. И ему это вполне удалось: теперь это ритейл-империя, где возможно приобрести товары, продукты и изделия на любой вкус и цвет. Ее фишкой стало открытие для пользователей шанса стать самостоятельными продавцами на мировой платформе Amazon — это первый из известных миру маркетплейсов.
Его выделяют среди прочих низкие цены, отменное качество продукции, быстрая доставка и поражающий воображение ассортимент. В компании работает 1 млн человек. Годовой объем продаж гиганта доходит до $400 млрд, а его активы оцениваются в $360 млрд.
Mcdonald’s
Кто-то утверждает, что летопись легендарного гиганта общепита нужно вести с 1948 года, когда братья Макдональды, Дик и Мак, открыли первый фаст-фуд-ресторан с системой самообслуживания. Однако их необычный маленький бизнес не вышел бы за пределы Калифорнии, если бы им не заинтересовался 52-летний Рэй Крок, бывший продавец миксеров для коктейлей.
Несмотря на то, что он находился уже в почтенном для стартапера возрасте и отчаянно балансировал на грани банкротства, Крок заложил собственный дом и таки выкупил у Макдональдов лицензию на ресторан. Собственную компанию Рей основал в 1955 году — и уже в 1965 в его распоряжении было 700 закусочных Mcdonald’s по всем Соединенным Штатам. Первый зарубежный ресторан предприниматель открыл в 1967 году в Канаде — и с тех пор знакомая буква «М» стала шествовать по всему миру.
Mcdonald’s теперь — это 35 000 ресторанов по всей планете, где ежедневно перекусывают 70 млн человек. Компании пришлось пройти череду скандалов и разбирательств — чего только стоит один лишь фильм «Двойная порция!» Но несмотря на все это, бренд не покидает списка самых любимых компаний мира.
Inditex
Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius все эти бренды принадлежат испанскому гиганту Inditex. Его глава — Амансио Ортега, самый богатый человек Европы. Когда-то у него было лишь маленькое домашнее ателье и мечта открыть собственный магазинчик, который он назвал Zara. Начинание оказалось настолько успешным, что новые магазины спустя несколько лет пришлось открывать уже каждый месяц.
Так к 1985 году и сформировался холдинг Inditex. Чтобы привлечь больше аудитории, Ортега стал расширять форматы своего бизнеса: помимо Zara создавал и покупал новые бренды, каждый со своей философией, стилем и поклонниками — Bershka, Pull & Bear, Stradivarius, Massimo Dutti. Именно благодаря такому многообразию торговых марок и гениальному умению молниеносно реагировать на изменение спроса, Inditex давно и надолго стала глобальной fashion-империей с запредельными темпами роста. Пять континентов, 5000 магазинов — и на этом холдинг явно не планирует останавливаться.
Nike
Nike — не просто американский производитель спортивной одежды и обуви, который смог в сжатые сроки обогнать европейских конкурентов Puma и Adidas. Это еще и невероятная история успеха — как создать бизнес из мечты. О том, что ему пришлось сделать, чтобы кроссовки с фирменной «галочкой» можно было купить в каждой точке планеты, основатель Nike Фил Найт рассказал в собственной книге «Продавец обуви».
Как признается сам предприниматель, мировой бренд начался с $50, занятых у отца. Потом была продажа японских кроссовок из собственного фургона, официантка, нарисовавшая логотип за $30, авиаинженер NASA, придумавший знаменитые Air Max и вафельница, подарившая миру инновационную рельефную подошву. Так или иначе, пара «найков» сегодня будет в шкафу и у школьника, и у владельца крупной компании, и у директора госучреждения и даже у президента.
Nike в 2022 году — один из самых узнаваемых брендов, а его создатель входит в плеяду богатейших людей мира. Среднегодовой оборот торговой марки уже превысил $30 млрд, но это не предел: «В возрасте 24 лет я действительно пришел к выводу, что мир сотворили безумные идеи».
LVMH
Guerlain, Givenchy, Hennesy, Bulgari, Marc Jacobs, Benefit, Don Perignon — культовые luxury-бренды принадлежат французскому концерну LVMH. Его владельцы — династия Бернара Арно, а сам холдинг — крупнейший на планете изготовитель предметов роскоши. Помимо этого, под его началом действует аукционный дом, издания об искусстве, финансовые СМИ, отели и личная радиостанция.
История LVMH ведет отсчет с 1987 года, когда концерн появился в результате слияния двух сильных игроков в люкс-сегменте — Louis Vuitton и Moët Hennessy (отсюда и знакомая аббревиатура). Далее последовала целая череда слияний и поглощений: в 1999 году в распоряжение гиганта чуть не попала компания Gucci. Но даже без нее годовой оборот корпорации превысил 20 млрд евро: одежда и вино, парфюм и часы, кожаные изделия и косметика, алкогольные напитки и обувь — кажется, тут собраны все нужные для роскошной жизни вещи.
«Роскошь — наша страсть», — говорят в LVMH. Здесь ценят перфекционизм в каждой детали и главной ценностью считают настоящие таланты, которых ежедневно ищут и развивают. Холдинг получил мировую известность и благодаря своей благотворительной деятельности: социальные проекты, спонсорство медицинских организаций, поддержка сферы культуры, сохранение и восстановление культурного наследия.
Читайте также —
Топ-20 самых дорогих брендов в мировом ритейле в 2022 году (инфографика)