
Сеть Eva представила новый экспериментальный формат


Head of Digital сети Varus Дмитрий Воевода на RAU Expo 2025 представил успешный кейс цифровой трансформации процесса покупок.
Современный ритейл требует новых решений, чтобы соответствовать ожиданиям потребителей. Критическая проблема современного ритейла – это очереди. Так, 86% покупателей избегают магазинов с длинными очередями, а 70% не возвращаются после одного негативного опыта ожидания. Это не просто неудобство для клиентов – это серьезные финансовые потери для бизнеса.
Чтобы избежать неприятного опыта ожидания в очереди покупатели все чаще выбирают бесконтактные покупки. Уже 56% потребителей говорят, что быстрая оплата и минимальное ожидание критически влияют на их оценку бренда. Соответственно, 92% ритейлеров считают уменьшение очередей ключом к повышению лояльности своих клиентов. Это подтверждают данные компании McKinsey: в сетях с очередями в магазинах показатели NPS на 6% ниже. Как показало исследование PWC, 30% покупателей меняют свои решения о закупках в конкретном магазине, если видят там очередь в кассу. Человек готов бросить свои две-три единицы товара в корзине у выхода и пойти в другой либо вообще ничего не покупать. Только чтобы не ждать лишние 15 минут, пока можно будет оплатить покупки.
Очереди стоят ритейлерам миллиарды. К примеру, в сети Tesco они обходятся до 12 млрд фунтов стерлингов в год. В результате из-за этого фактора посещаемость магазинов сети может сократиться на 10%.
Понимая проблему очередей, сеть Varus запустила пилотный проект Scan&Go в октябре 2022-го в пяти магазинах в Днепре. Технология позволяет покупателям сканировать товары собственным смартфоном во время передвижения по торговому залу и оплачивать покупки на кассах самообслуживания, полностью минуя традиционные очереди. Что, кроме повышения удобства покупок, помогает уменьшить количество кассиров – важный аргумент в условиях дефицита кадров. Но перед использованием необходимо было сначала провести анализ рынка и готовности потребителей воспользоваться новым сервисом. Поэтому после изучения опыта других ритейлеров был создан прототип и проведено его внутреннее тестирование. И только потом – тестирование сервиса с наиболее продвинутыми клиентами Varus. Таких набрали ровно 1000 человек, максимально активных по цифровой карте лояльности в приложении ритейлера.
Почти сразу выяснилось, что для надежной работы нового сервиса нужна хорошая связь (или Wi-Fi). Ибо идентификация происходит в реальном времени через Bluetooth и по геокоординатам, чтобы ритейлер понимал, в какой точке находится клиент. Вторая проблема – мотивация персонала магазинов, поскольку подавляющее большинство работников не любят что-либо менять в своей работе. Однако именно они должны были стать первыми помощниками для покупателей. Да и сами клиенты с осторожностью относились к возможности прийти в магазин и самостоятельно забрать товар без участия кассира.
Однако первые результаты оказались обнадеживающими: 30% пользователей из выбранной тысячи возвращались повторно, а среднее время покупки сократилось до 4 минут и 12 секунд (от первого сканирования товара до завершения покупки). Это подтвердило версию, что данный сервис будет полезен при быстрых покупках – до пяти единиц товара (в среднем 3-4 единицы). Следовательно, уже в ноябре новый сервис ввели по всем магазинам Varus в Днепре, где были установлены кассы самообслуживания.
В результате расширения эксперимента 60% пользователей оценили сервис как «удобный» или «очень удобный». А в некоторых магазинах время ожидания в очередях уменьшилось на 6% в час пик. Однако команда не остановилась на достигнутом, поскольку первый этап показал не только возможности, но и вызовы.
Среди основных барьеров были сложность интерфейса (35% жалоб), проблемы со сканированием (20%) и то, что половина пользователей не заметили существенного ускорения покупок. Те, кто не очень понимал, как ориентироваться в интерфейсе сервиса, ожидали постоянной поддержки в его овладении. При сканировании штрихкода камера срабатывала по несколько раз вместо фиксации одной единицы товара. Да и на последнем этапе – расчета на кассе самообслуживания – все равно приходилось ждать своей очереди. Поэтому многие не почувствовали ускорение покупок. В ответ команда Varus кардинально переосмыслила сервис, проанализировав все отзывы и покупки за 2023 год.
Был проведен UX-редизайн, чтобы сделать интерфейс более простым, и добавлены гайды с подсказками и видеоинструкциями для удобства. Также добавили новый функционал – оплату непосредственно в приложении, чтобы исключить стояние в очередях, а также интеграцию с акционными предложениями и push-напоминание. Теперь после запуска сервиса в приложении и сканировании товаров можно заплатить через ApplePay или GooglePay. Единственное, что остается сделать – зарегистрировать покупку на выходе. Для этого нужно показать QR-код для сканирования администратором кассовой зоны. Что создает дополнительный вау-эффект для остальных покупателей в очереди – выходит своеобразная бесплатная реклама для распространения нового сервиса, позволяющего обходить очереди.
Усовершенствованный сервис начал масштабировать в рамках Днепропетровской области. Для этого нужно было провести качественное обучение персонала и качественно общаться с клиентами для распространения сервиса. Здесь и обучающие видео, и QR-навигация, а также POS-материалы, push-поддержка для пользователей. Затем пришло время для запуска сервиса по другим регионам: Днепр-Киев-Кривой Рог. В настоящее время идет подготовка к запуску в Одессе и Запорожье. Это должно произойти уже к концу лета. После релиза обновленной версии показатели кардинально улучшились:
Также зафиксировано до 15% сокращение очередей в пиковые часы в отдельных магазинах. Так же есть магазины, где этим сервисом пользуются 8% покупателей от общего количества пользователей мобильного приложения, кто совершает покупки в данном магазине (минимум 1-2 раза в месяц). В то же время 31% пользователей сервиса возвращаются и совершают более трех покупок в месяц. То есть, каждый третий, кто попробовал новую услугу.
Однако следует заметить, что данный сервис востребован только там, где существуют большие очереди или ощущается нехватка персонала. Учитывая, что средний чек в сервисе Scan&Go меньше на 40-45% по сравнению с обычными покупками (потому что быстро покупают всего несколько единиц), в компании рассчитывают за 2,5 года окупить все расходы.
В общем технология Scan&Go – это не просто новая технология, а ответ на новое поведение покупателя, ищущего удобство. Среди крупных мировых игроков, масштабирующих ее на всю сеть, стоит отметить американскую Costco, тестирующую собственную систему Scan & Go, а также Sam’s Club, планирующую полностью отказаться от касс, во всех 600 франшизах. Вместо них будет внедрен ИИ-контроль для автоматической оплаты Just Go.
Еще одной разновидностью этой системы являются интеллектуальные тележки (Smart Carts, используемые вместо смартфонов для сканирования товаров). Как показал опыт ритейлеров Wegmans и Woolworths, система может сократить время покупок на 20-30%.
Автономные магазины тоже не списываются со счета и после усовершенствования концепции могут стать примером цифровой инновации в продуктовом ритейле.
Поскольку офлайн-ритейл должен конкурировать с онлайн не только ценой, но и удобством для клиента, для успеха внедрения цифровых новаций необходимо интегрировать систему с программами лояльности, обучать персонал, анализировать данные, планировать масштабирование, внедрять новые решения.