Будущее рядом: покупки без очередей, без касс и без кассиров с мобильной платформой Pikalka
Как помочь покупателям экономить время, снизить расходы ритейлеров на персонал, и выделиться среди конкурентов благодаря инновационным технологиям.
Product owner и co-founder компании Ритейл Технологии Андрей Янбухтин о мобильной платформе Pikalka, которая позволяет покупателю самостоятельно сканировать штрих-коды товаров и оплачивать покупку прямо в приложении, не тратя времени на очередь в кассу.
— Как одним предложение можно охарактеризовать вашу компанию? Продолжите фразу: «Ритейл Технологии это…»
— Fin-tech стартап для ритейла.
— Когда именно началась работа над проектом?
— Само решение было подготовлено, как прототип, в начале 2018 года. Интеграцию с заказчиком мы начали в сентябре и через три месяца распечатали первый “боевой” чек. В ноябре 2018-го уже можно было покупать товар в магазине, используя мобильное приложение.
— Как возникла идея и какое первоначальное задание ставила перед собой команда?
— У покупателя есть очевидные желания: не стоять в очереди, получить информацию о продукте, быстро найти товар, удобно оплатить. Решение так называемых “болей” клиента точно повлечет за собой и увеличение среднего чека, и желание прийти вновь.
Нам очень хотелось предложить решение, которое позволит решить “боль” покупателей в магазинах, на АЗС, в аптеках, ресторанах. Создать реальную лояльность, а не использовать программу от нее. Дать людям новый интересный опыт и подружить online и offline в плане общего UX для покупателей.
— Какие главные преимущества приложения для покупателя и какие — для торговой сети?
— Для покупателя — быстро найти товар, получить информацию о товаре (стоимость, описание, характеристики, инструкции, отзывы и рейтинги товара). Возможность экономить свое время: нет необходимости выкладывать товар на кассе, стоять в очереди и удобно оплачивать покупки.
Для сети — это полная автоматизация процесса. Это реальный omnichannel. Сеть сразу узнает клиента, когда он только вошел в магазин и может с ним взаимодействовать — предложить товары на основе истории его предпочтений, информировать о персональных акциях и так далее.
Кроме того, можно увеличить средний чек, предложив товар покупателю в момент его заинтересованности (в том числе эмоциональной): когда покупатель отсканирует штрих-код красного вина, он сможет увидеть предложение о том, что третья бутылка бесплатно, а сыр бри к этому вину со скидкой 10%. Плюс экономия на кассовом оборудовании и заработной плате кассиров.
— Какие возможности это открывает для маркетинга?
— Для маркетинга открываются новые перспективы. Я сейчас говорю не о Big Data, а о том, что происходит до нее. Цель заключается в возможности понимать в конкретное мгновение времени (до факта покупки), чем интересуется клиент и что ему можно дополнительно предложить.
Вот краткий перечень маркетинговых возможностей которые есть “под капотом” мобильной платформы:
- акции (в том числе локальные, в конкретном магазине);
- персональные предложения в зале;
- предложение в момент сканирования (акции, заменители, аксессуары);
- увеличение среднего чека в момент покупки товара;
- Up-sell, Cross-sell, Back end promo;
- предложения при удалении товара (аналог брошенной корзины в e-commerce);
- возможность своевременно влиять на решение;
- аргументация оставить товар в корзине;
- уменьшение цены при удалении товара;
- предложение дополнительной скидки на товар, у которого заканчивается срок годности;
- аналитика: “чем интересовался, а что купил”;
- многое другое.
— Кому еще может быть интересен функционал мобильного приложения?
— Сейчас мы тестируем возможность дополненной реальности. В ней заложен огромный потенциал. Мы рассматриваем эту технологию как возможность производителя товара и торговой сети коммуницировать с покупателями. Причем не только в магазине, но и дома. Лично я думаю, что это будет одним из множеств онлайн-инструментов офлайн-маркетплейса.
— На какой стадии развития находится сейчас приложение?
— Мы запустились в первой сети — Велмарт, сейчас приложение можно использовать и в сети супермаркетов Велика Кишеня. Решение работает в полном формате для совершения покупок клиентами в магазинах. Покупатель приходит в магазин, сканирует товар, оплачивает в мобильном приложении, получает фискальный чек на отдельном принтере (без касс, без кассиров, без очередей). Уходит для того, чтобы опять вернуться (улыбается). Приложение доступно для скачивания в магазинах Apple и Google.
— Какие функции планируете добавить в приложение?
— Будет много функций — возможности оплаты Apple pay, Google pay, для маркетинга и лояльности. Хочется остановится на одной, над которой сейчас мы работаем. Мы планируем добавить интерактивный список покупок. Если совсем кратко, то будет автоматическое вычеркивание товара из списка при сканировании продукта. Добавление в список будет возможно вручную, на основе предиктивного поиска и путем сканирования штрих кода с упаковки, когда товар закончился и его надо купить.
Думаем о коллективном списке покупок, предложении аналогов, если необходимого товара нет в магазине, но тут главное не увлечься.
Хотим также сделать очень продвинутую аналитику для покупателя, которая будет использовать симбиоз естественного и искусственного интеллекта с элементами машинного обучения и прогнозирования.
Работаем над дополненной реальностью. Мобильное приложение сможет в формате геймификации предложить товар или рассказать о нем. Дети смогут ловить Покемонов в йогуртах, пока мама выбирает для папы пиво.
Мобильное приложение будет мультиформатным и для offline магазинов, и для доставки, и для самовывоза. Наша платформа позволяет сделать настоящий omnichannel, о котором все мечтают.
— Расскажите о главных финансовых особенностях вашего проекта.
— У нас есть свой бренд Pikalka, который мы развиваем, как универсальную мобильную платформу. Мы также работаем по модели white label, то есть брендируем мобильное приложение под требования и пожелания торговой сети, соответственно, сеть может позиционировать этот продукт, как свой, при этом оставляя для покупателя привычный способ совершения покупок.
Модель монетизации у нас простая. Мы предлагаем один из двух способов использования мобильной платформы:
- Risk-free модель — мы берем на себя все расходы по интеграции продукта с IТ-инфраструктурой клиента. Далее торговая сеть платит лицензионные платежи в виде небольшого процента от чека. При этой модели торговая сеть не делает никаких капиталовложений, не платит за разработку, внедрение и поддержку (именно поэтому мы и назвали ее “risk free”). Сеть начинает платить только тогда, когда этот продукт набирает популярность и приносит сети дополнительный денежный поток.
- Up front fee модель — сеть оплачивает интеграцию и покупает лицензию на использования продукта. При этой модели у сети нет переменных расходов, только фиксированный разовый лицензионный платеж.
— Почему стартовали именно с торговой сетью Велмарт?
— Это очень инновационная компания, которая первой запустила кассы самообслуживания в Украине. Нас поразили многие цифры, особенно пенетрация касс самообслуживания. Уже на первой встрече мы поняли, что наши желания и понимание процессов, как развивать online-решения в классических магазинах, совпадают. Мы довольны сотрудничеством — результатом и временем, за которое мы вместе вывели продукт на рынок.
— Как планируете развивать сам бренд Pikalka?
— Решение изначально создавалось, как универсальный продукт, который позволит покупателям использовать его в разных сетях и с разным сценарием. На АЗС заправить автомобиль, не выходя из машины, в ресторане быстро заказать, заранее понимая, что заказываешь. Отдельный функционал для строительных супермаркетов с характеристиками товара. Им можно оплатить товар на ярмарках, фестивалях. Планируем интеграцию с покупкой билетов в транспорте. Очень много крутого функционала, который нужен людям в повседневной жизни.
— Есть ли у вас конкуренты?
— Конечно, есть. Первый и главный — это нежелание меняться и пробовать новое.
Конкурентов, которые предлагали бы аналогичный продукт, в Украине пока нет. Есть похожие решения в Европе и Америке, но все они направлены исключительно на сканирование и быструю покупку.
Часть из них работает на отдельных сканерах (не на смартфонах), и для этого нужно устанавливать сложное и дорогое оборудование с программным обеспечением. В нашем случае нужен только фискальный принтер, и то, до перехода на электронный чек. Мы полностью готовы к этим изменениям в законодательстве. Уже сейчас в мобильном приложении у покупателя сохраняются все электронные чеки его покупок. Решений с подобным маркетинговым функционалом мы пока нигде не встречали. Нам многое приходиться создавать впервые.
Приложение Pikalka — платформа, которая объединяет клиентов, продавцов и производителей. Трансформирует форматы и создает новые возможности для online и offline, используя инновации, маркетинг и бренд.
Читайте также —
Как Pikalkа добавила кассиров, кассы и банки в мобильное приложение для двух сетей