Игорь Климчук, Kedoff.net: Тактической обувью мы будем заниматься еще как минимум пять лет
Владелец и генеральный директор мультибрендового интернет-магазина обуви Kedoff о сочетании службы и бизнеса, новых векторах развития компании, последствиях пожара на складе в 2021 году и трансформации обувного рынка Украины.
Сразу после начала полномасштабного вторжения россиян в Украину Игорь Климчук присоединился к ТрО. Несмотря на службу, он продолжает развивать собственный бизнес, которому уже более 10 лет. Война заставила предпринимателя изменить подходы к ведению дел и сосредоточиться на новых для компании направлениях развития. В интервью RAU он рассказал, как трансформируется Kedoff в условиях противостояния оккупантам и почему уволил всех маркетологов из компании.
– Как давно вы служите?
– С начала полномасштабного вторжения. Я сразу пошел в Тероборону и уже год продолжаю служить в Ровенской области.
– Не становится ли служба помехой эффективному ведению бизнеса?
– Служба время отнимает, но иначе я просто не могу. Такая у меня позиция. Мотивация противостоять внешнему агрессору не должна пропадать у людей. Вот мне уже 49 лет. У нас в подразделении у многих есть бизнес, работа. Но находим время, слаженность есть.
– Приходится делегировать полномочия или как вы подходите к поддержке компании в таких условиях?
– Свои задачи выполняю сам. Обувной рынок в большой стагнации. Спрос на женские товары упал. Мы перешли с городской обуви на производство и продажу тактической обуви, которую выпускаем под брендом Forester. Сконцентрированы именно на нем. Производим в Украине, Италии, Турции и немного в Польше. Используем гидрофобные нубуки, нейлоновую ткань Cordura. Для подошвы – полиуретан или транспарентную резину. В некоторые коллекции ставим итальянскую подошву Vibram и Michelin. Такого в Украине больше никто не производит. У нас также есть собственные бренды Las Espadrillas и Coral Coast, однако именно на тактическую обувь наибольший спрос.
– Какой процент продаж у вас занимают СТМ?
– От общих продаж 30%. В первую очередь, за счет тактической обуви.
– Какую эволюцию развития прошла ваша компания от создания до концентрации на тактической обуви?
– Сначала я занимался розничной торговлей кедами, но с появлением в 2009-10 годах маркетплейсов также пошел в онлайн. Уже тогда начал продавать в мультибрендовых магазинах собственные торговые марки – Las Espadrillas, Coral Coast и Forester. На волне популярности украинских производителей они показывали хорошие результаты до начала пандемии Covid-19. Последние три года идет стагнация рынка. Мы постепенно сбавляли объемы продаж. В 2022 году начали активно заниматься тактической обувью.
– В интернет-магазине Kedoff немало иностранных брендов: New Balance, Puma, Converse и другие. Сталкиваетесь с проблемами в поставках товара из других стран?
– У производителей бывают проблемы с соблюдением дедлайнов. Очень многие работники фабрик мобилизованы, все это влияет на сроки. Поэтому все заказы краткосрочны.
– Удалось избежать потерь складов из-за войны?
– У нас еще в декабре 2021 года произошел большой пожар на складе. Мы тогда очень тяжело выгребли, потому что это и пандемия была, и новостройка на 500 кв. м. Почувствовали эмоции значительные потери еще накануне войны. И в состояние полномасштабной войны уже входили очень-очень тяжело. Но потихоньку, благодаря иностранным партнерам, восстанавливаемся.
– Восстановили старый или новый склад построили?
– Мы старый не отстраивали. Выкупили у друзей складское помещение и сейчас временно находимся там. Оно нам не сильно подходит по размерам, но позволяет закрывать все процессы снабжения и регулировки товарных остатков. Все поступающие к нам заказы мы выполняем на 95%. Сейчас ищем выходы, чтобы попробовать экспорт или реэкспорт, но пока еще в процессе переговоров.
– Возвращение в розничную торговлю не рассматриваете?
– Пока нет. Мой бизнес полностью зависит от меня. Я принял решение прежде всего служить. У нас все работает, но я боюсь, что без меня могут быть форс-мажоры. Хочу, чтобы мой бизнес был мне подконтролен.
– Большая ли конкуренция на онлайн-рынке обуви?
– Да, конечно. Но мы работаем как производители и с Kasta, и с Intertop, и с Эпицентр. Хотя лучше всего все-таки с Rozetka.
– Кто, по вашим данным, входит в топ-3 онлайн-продавцов обуви в Украине?
– Однозначно Rozetka и Intertop, возможно, также Mirathon.
– Как вы оцениваете долю Kedoff на обувном рынке?
– У нас нет задачи тягаться с маркетплейсами и крупными компаниями. Главная задача – быть прибыльными. Рынок настолько стал непредсказуем, что непонятно, сколько мы сможем продать, например, в следующем сезоне. Поэтому к анализу и прогнозам относимся осторожно.
– После начала полномасштабного вторжения большинство ритейлеров говорили о значительном падении прибыли. Насколько глубокой оказалась у вас эта «яма» и восстановились ли с тех пор?
– К моему большому удивлению, за прошлый год мы выросли на 30%. Но это за счет тактической обуви. Думаю, что тактической обувью мы будем заниматься еще как минимум пять лет.
– Какие-либо другие направления больше не планируете развивать в ближайшее время?
– Хочу заняться продажей военных гаджетов. Я посетил в Турции техно-фест и понял, что потенциал дронов очень велик. Будем рассматривать все, что есть на рынке в этом направлении для военных целей: дроны, программное обеспечение. Сейчас ищем за границей партнеров. Польша активно вооружается, американский рынок очень велик – будет с кем работать. А вот fashion-направление не хотим рассматривать сейчас принципиально. Я понимаю, что он будет малоэффективен.
– Как меняется потребительский спрос на обувном рынке Украины?
– Военный рынок растет, а fashion – падает, особенно, мужской сегмент. Все-таки мобилизация дает свое. Те, кто служит в ВСУ, покупает даже повседневную одежду в спокойных защитных цветах, потому что это уже их образ жизни. Sneaker-мода остается у узкой прослойки аудитории – среди молодежи, которая все еще будет ярко одеваться.
– Kedoff давно на рынке электронной коммерции. Не планируете запускать собственное мобильное приложение?
– Планируем, но потому, что сейчас мы зашли в сегмент обуви, который малоэффективен в рознице, не сегодня. Пока сосредоточимся на продажах в оптовых военных магазинах, где будем представлять продукцию собственного производства Kedoff.
– Что означает Kedoff.net?
– Kedoff.net – это такой сленг. «Кеды есть — Кедоф нет». Магазину уже 13 лет. Тогда мы были малообразованными – что такое SEO-продвижение, брендинг мало понимали. Я был дистрибьютором кед бренда Converse в Украине, поэтому весь основной бизнес на момент старта был связан с кедами. Конкуренция была невелика, поэтому привязывались к своей продукции. Сейчас название бренда трансформировалось в Kedoff с ударением на букву «О». У меня и позывной такой же – «Кедофф». Ребрендинг возможно когда-нибудь сделаем, но пока хороших идей нет. Да и развивать новый бренд будет сложно в таких условиях.
– Ваши продажи сосредоточены, прежде всего, на Ровенщине или и в других регионах?
– У нас всеукраинский бизнес. Самые большие продажи в Киеве и дальше на Восток – Днепропетровская и Харьковская область.
– Какие главные управленческие решения вы приняли за последние 15 месяцев?
— Я максимально автономизировался. Остались только те люди, которые самодоходны. Мы отсекли весь сегмент маркетологов, таргетологов, SMM-щиков. Сами научились и видим, как нужно пользоваться рекламными Digital-ресурсами. В какие-то стратегии сейчас ресурсы не вкладываем. Основная задача – остаться прибыльными.