Инна Печерица, EVA: Люди ценят стабильность, стремятся быть уверенными, что работодатель будет выполнять свои обязательства

Инна Печерица, EVA: Люди ценят стабильность, стремятся быть уверенными, что работодатель будет выполнять свои обязательства

26.04.2023 09:00
  471
Іван Зайцев

HRD крупнейшей украинской сети в сегменте drogerie об особенностях кадровой политики во время военного положения, поиске и удержании специалистов, привлечении сотрудников к достижению общей цели и многом другом.

Линия магазинов EVA — крупнейшая национальная сеть магазинов красоты и здоровья, которая предлагает более 30 000 ассортиментных позиций косметики, парфюмерии, аксессуаров, средств по уходу за малышами и бытовых товаров. Сеть управляет более 990 торговыми точками и интернет-магазином EVA.UA. В 2022 году товарооборот сети составил 15,7 млрд грн, что на 7% меньше по сравнению с 2021 годом. В эксклюзивном интервью RAU директор по персоналу ООО «РУШ» (сеть EVA и интернет-магазин EVA.UA) Инна Печерица рассказала о том, как в самые сложные времена в современной истории Украины ритейлер работает с кадрами, с какими проблемами сталкивается и как их решает.

— Какая сейчас ситуация с кадрами в сегменте drogerie?

— Ситуация на рынке труда сейчас непростая. Большое количество людей, преимущественно женщин, уехало за границу в связи с войной. А женщины – это не только целевая аудитория EVA, но и, например, основная часть торгового персонала, соответственно, потенциальных кандидатов на закрытие вакансий в магазинах. В то же время многие мужчины отправились защищать Украину в ряды Сил обороны. У EVA таких около 400, при том что доля работников-мужчин у нас в принципе сравнительно невелика. В основном они работают в распределительных центрах и офисах. Часть мы забронировали и продолжаем это делать, действуем в рамках законодательства.

Влияние внутренней миграции населения на ситуацию с кадрами неоднозначно. Как это понимать? Мы приложили максимум усилий, чтобы сохранить команду и поддерживать работу магазинов везде, где это возможно.

Работников, которые релоцировались в пределах страны, компания обеспечила рабочими местами в других магазинах с сохранением их зарплаты. В корпоративном чат-боте EVAfamily для этого создали опцию, позволяющую сообщить об изменении локации и запросить работу. С ее помощью на новых местах устроили около 500 работников с востока и юга.

Это помогло частично закрыть вопрос с поиском персонала в других регионах. Мы возобновляем работу магазинов, как только это становится возможным. Сейчас, например, увеличиваем количество работающих магазинов в деоккупированном Херсоне, постепенно возвращаем к работе ранее закрытые торговые точки в городах Донецкой области.

Еще один важный фактор, влияющий на ситуацию на рынке труда – возможность для офисных сотрудников работать удаленно. В EVA, например, удаленный или гибридный формат работы принят еще с 2020 года. Плюс здесь состоит в том, что сотрудники компании, которые после 24 февраля переместились в пределах страны или выехали за границу, преимущественно остались в команде и продолжают успешно выполнять свои функции. Но по закрытию новых вакансий есть определенные сложности. Релокировавшиеся и работающие дистанционно люди в большинстве своем игнорируют оферы от других бизнесов. Если им более-менее удобно на текущем месте, они выбирают стабильность и не подвержены смене работодателя. Это плюс, когда работодатель – вы, но минус, если вы выступаете в роли хантера.

— Как решаете эти проблемы?

— Нынешний кризисный период EVA встретила, будучи зрелым работодателем с хорошо известным положительным бэкграундом. За первый год полномасштабного вторжения, несмотря на все трудности, компания не потеряла своего имиджевого капитала и продемонстрировала важнейшие черты – стабильность, ответственность перед клиентами и персоналом, четкую гражданскую позицию. Мы – №1 в своем сегменте. Не прекращали работу, добросовестно выполняем все обязательства перед сотрудниками, по оплате труда остаемся четко на рынке, поддерживаем и сохраняем свою команду. Остаемся прибыльным бизнесом. Продолжаем развиваться, пусть не так интенсивно, как в предыдущие годы, продолжаем реализовывать масштабные проекты, таким образом даем простор для профессионального и карьерного роста. Предоставляем возможности обучения для развития требуемых компетенций. Все это делает компанию привлекательной для потенциальных кандидатов и упрощает поиск и рекрутинг.

Кроме того, мы следим за тем, насколько наши нынешние сотрудники вовлечены и удовлетворены EVA как работодателем. Прилагаем усилия, чтобы превратить их в послов компании и ее HR-бренда. Это во многом способствует более успешному привлечению новых кандидатов. Не в последнюю очередь благодаря этому и показатель текучести кадров у нас самый низкий в нашем сегменте.

— Какие специалисты сейчас наиболее востребованы?

— Как обычно, это торговый персонал. В ритейле, который развивается, просто не может быть иначе. Относительно узоквалифицированных офисных вакансий наиболее востребованы для EVA специалисты в сфере маркетинга и IT: разработчики, бизнес-аналитики. Мы – максимально диджитализованная компания, реализующая многие амбициозные проекты даже сейчас. Оттуда и такой запрос.

– Где и как ищете необходимые кадры? Насколько удается закрывать вакансии и сколько на это уходит времени?

— Для поиска кадров мы используем все традиционные каналы: сайты для трудоустройства, объявления, вакансии в соцсетях, на корпоративных страницах, LinkedIn, прямой поиск. Работаем с резюме, которые нам посылают, и сами ищем нужных специалистов. Для поиска торгового персонала, особенно в небольших городах, лучше срабатывают социальные сети. Для ключевых сотрудников – прямой поиск.

Вакансии торгового персонала, конечно, закрывать легче. Процесс занимает до двух недель, потому что мы готовы рассматривать кандидатов без опыта. А вот квалифицированных кандидатов, профессиональных специалистов мало даже несмотря на высокий показатель безработицы в Украине. Процесс закрытия офисной линейной вакансии занимает от двух недель до месяца. С ключевыми сотрудниками еще сложнее, и срок закрытия таких вакансий может занимать до двух месяцев, иногда и дольше.

Тем не менее, мы находим достойных кандидатов на все должности, проводим собеседования и успешно привлекаем их, потому что EVA – известный на рынке надежный работодатель. Присоединение к нашей команде открывает хорошие перспективы. Пока показатель укомплектованности персонала в EVA составляет 97%, что для ритейла – настоящий успех.

— Как изменились запросы соискателей по зарплате? Пересматривали ли вы ставки и бонусную часть для своих сотрудников?

— Здесь все понятно. С начала 2022 года существенно изменился курс, выросли цены на товары и услуги. Соответственно, выросли и ожидания кандидатов по зарплатам. Однако кроме того, люди очень ценят стабильность, стремятся быть уверенными, что работодатель, несмотря на все, будет выполнять свои обязательства. Не скажу, что это новость последнего года, но это стало более заметным. Люди в основном не склонны менять работу, если текущее место их более или менее устраивает. Относительно оплаты труда, как отметила выше, мы в целом держимся четко в рынке. Плюс адекватная система KPI’s позволяет работникам заработать дополнительные бонусы/премии.

— По вашему мнению, когда ситуация с кадрами в ритейле стабилизируется?

— Я начала с того, что ситуация на рынке труда сейчас непростая, но справедливо будет заметить, что простой в ритейле она не была никогда. По крайней мере, за те 20 лет, что я работаю в этой сфере. Дефицит торгового персонала, квалифицированных специалистов был всегда, изменяются только факторы, его обусловливающие. Сейчас это война: одни люди едут за границу ради безопасности, другие уходят на фронт. Раньше люди уезжали за границу на заработки, торговый персонал постоянно мигрировал из одного ритейла в другой. Поэтому здесь нужно не думать, когда ситуация улучшится, а готовиться работать с теми факторами, которые будут ее формировать, работать с тем, что будет. Предугадать это довольно сложно, потому что наше будущее сейчас не определено.

— Что будет с кадровой ситуацией в ближайшие годы? Особенно когда начнется восстановление экономики? Следует ли ожидать жесткого дефицита кадров?

— Дефицит качественных квалифицированных кадров будет, потому что он просто был всегда. Осторожно предполагаю, что ситуация может улучшиться по сравнению с нынешним состоянием. Но пока точно не вижу никаких предпосылок для того, чтобы она в ближайшем будущем стала лучше, чем была до вторжения. Это еще даже не считая того, насколько последние годы, сначала ковидные, затем военные, повлияли на учебный и образовательный процесс – подготовку будущих специалистов.

В связи с восстановлением страны, в будущем, скорее всего, возрастет спрос на строителей. Дефицит в принципе будет наблюдаться в тех специальностях и областях, которые традиционно считаются мужскими.

Наши защитники, а это преимущественно ребята (хотя я ни в коем случае не хочу умалять роль женщин-защитниц), гибнут, получают серьезные физические и психологические травмы, инвалидность. Это трагедия национального масштаба, на фоне которой дефицит на рынке труда не самое страшное. Учитывая это, вырастет спрос на специалистов, которые будут способствовать физическому и психологическому восстановлению вернувшихся с войны людей, оккупации или эвакуации, просто психологически истощенные из-за событий.

Вероятно, до конца 2023 года мы будем достаточно четко понимать ситуацию с миграцией людей, понимать количество и портрет населения, которое осталось в Украине: возраст, профессии и т.д. Уже понятно, что работодателям предстоит развивать инклюзивные программы по возрасту и физическим особенностям кандидатов и сотрудников. Развивать системы адаптации и программы обучения необходимым знаниям в той или иной области людей старшего возраста. Включать в штат психологов и психотерапевтов, чтобы работать с душевными травмами и истощением людей.

— Вы уже готовитесь к возобновлению развития сети после победы? Формируете кадровый резерв на разные должности?

— По большому счету мы не прекращали развитие, хотя определенная пауза после вторжения, конечно, была, и на наши планы оно повлияло существенно. И даже в течение 2022 года EVA открыла 26 новых магазинов, создав таким образом около 200 рабочих мест. В текущем году планируется открыть около 50 новых торговых точек. Кроме того, мы развиваем направление e-com, развиваем и совершенствуем логистическую структуру. Формирование кадрового резерва – непрерывный процесс, без которого усложнилось бы развитие компании в целом. Ведь даже если учитывать только направление розничной торговли, почти 90% нынешних руководителей: супервайзеры, управляющие – это работники, которые выросли в компании, прошли школу кадрового резерва.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка