Дмитрий Карпенко, Fillin: Украине придется активно привлекать иностранную рабочую силу, чтобы стабильно развиваться

Дмитрий Карпенко, Fillin: Украине придется активно привлекать иностранную рабочую силу, чтобы стабильно развиваться

27.03.2024 09:00
  622
Дарія Осіїк

General manager компании Fillin Дмитрий Карпенко о преимуществах аутсорсинга и лизинга персонала, привлечении иностранных работников и будущем рынка труда Украины.

Компания Fillin работает на украинском рынке с 2009 года и специализируется на аутсорсинге и лизинге персонала по всей территории Украины. Компания имеет офисы в Киеве, Днепре, Николаеве, Львове, Одессе и Харькове, но предоставляет услуги по обеспечению персонала не только в крупных областных центрах, но также и в небольших городах.

Fillin имеет собственную базу специалистов, включающую представителей различных профессий и специальностей в сферах агро, HoReCa, ритейл, производство и логистика.

General manager компании Fillin Дмитрий Карпенко в интервью RAU рассказал об услугах аутсорсинга персонала и почему уже сейчас украинские компании начинают привлекать иностранных работников.

— Расскажите о компании Fillin и услугах, которые она предоставляет.

— Бренд Fillin существует с 2016 года, но основные услуги, которые мы предлагаем на рынке, предоставлялись нашей материнской компанией еще с 2009 года.

Наша главная деятельность — это HR-услуги для бизнеса. В частности, мы предоставляем услуги по аутсорсингу и лизингу персонала, осуществляем массовый подбор работников. Также у нас есть услуги клининга для бизнеса, facility management, аутсорсинг складского транспорта и спецодежды, а также техническое обслуживание и охрана.

Если говорить об аутсорсе и лизинге персонала, то мы помогаем компаниям укомплектовывать штат временными работниками для выполнения тех или иных работ. Это могут быть погрузочные работы, комплектование, стикеровка, работа на кассе и т.д.

— А чем отличается аутсорсинг персонала от лизинга персонала?

Эти две услуги отличаются условиями, на которых предоставляется временный персонал заказчику.

На условиях аутсорсинга мы берем полностью под свой контроль определенный процесс или локацию, где работа выполняется нашими временными работниками. К тому же, мы не просто выполняем определенную работу, а анализируем весь процесс, улучшаем его и обеспечиваем его бесперебойное выполнение.

Лизинг персонала — это просто предоставление компании временных работников в необходимом количестве для выполнения определенных работ, которые контролируются заказчиком.

— Какие преимущества использования услуг аутсорсинга и лизинга персонала?

— Рассмотрим это на примере крупной производственной компании, имеющей выраженную сезонность с пиковой нагрузкой на производстве в течение трех-четырех месяцев ежегодно. И если в межсезонье весь процесс производства могут закрывать 50-70 работников, то в самый горячий период деятельность на производстве должны обеспечивать минимум 250 работников. Обычно, HR отдел с двумя-тремя менеджерами просто физически не может за короткий период найти и оформить такое огромное количество работников.

В такой ситуации производитель может обратиться к нам и 100, 200 или 300 работников с соответствующими навыками появятся на производстве клиента на необходимое ему время и период. Очень важно, что после выполнения работ они без всяких сложностей и проблем покинут свое временное рабочее место и компания не будет иметь проблем с их увольнением.

Специфика нашей деятельности позволяет нам работать с временным персоналом на условиях гражданско-правовых отношений, тогда как обычные компании не всегда могут заключать срочные договора, поскольку обязаны руководствоваться трудовым кодексом.

Ритейл также имеет свою сезонность. Объем продаж в ноябре-декабре возрастает в несколько раз по сравнению с другими месяцами. И в таких ситуациях аутсорсинг или лизинг персонала является настоящим спасением для ритейлеров. Кроме того, в розничной торговле есть значительная пиковая нагрузка даже в течение дня (утром и вечером, когда люди возвращаются с работы). В это время часто нужно вдвое увеличивать количество кассиров и работников торгового зала. В таких случаях гораздо выгоднее воспользоваться услугами временных работников, которые появятся именно в то время, когда они больше всего нужны, чем весь день держать персонал, который фактически работает только несколько часов.

То есть пользуясь нашими услугами, компании с одной стороны решают вопрос укомплектования штата в периоды пиковой нагрузки, а с другой — избавляются от бремени оформления и увольнения временных работников, поскольку эту часть работы мы берем на себя и предоставляем работников на условиях субподряда.

— Как вы гарантируете надлежащее выполнение работ временными работниками? То, что они появятся в нужном месте в нужное время?

— Как и все другие компании, мы ищем работников из тех же источников, затем обучаем и инструктируем. Но поскольку наши отношения с временным персоналом регулируются гражданско-правовыми договорами, мы можем достаточно быстро заменять тех работников, которые некачественно или недобросовестно выполняют свою работу. И здесь мы имеем преимущество, ведь обычные компании не имеют такой гибкости. Мы же можем осуществлять замену работников до тех пор, пока не подберем эффективную команду.

— Как использование временных работников влияет на эффективность компании, ведь такие сотрудники могут не иметь всех необходимых навыков, не знать всех нюансов операционных процессов в компании?

— Обычно временные работники имеют одно основное место работы, где работают большую часть времени, и могут выходить на замены или дополнительные места еще в две-три другие компании. Такая схема позволяет эффективно использовать временных работников, которые обеспечивают хороший результат.

Кроме того, у нас есть специалисты, которые обучают и тестируют работников, прежде чем отправлять их на рабочее место. Например, наш старший кассир сначала обучает людей, которые приходят без кассового опыта или имеют опыт работы с другими кассовыми системами, затем проверяет их знания и навыки и только потом они отправляются работать в определенную компанию.

В целом плечо входа на должность в ритейле значительно короче по сравнению с плечом входа в производстве или агросекторе, поскольку там работник должен ознакомиться с гораздо большим объемом информации и должен обладать специфическими навыками.

— А какое плечо входа в ритейл и другие направления? Также на какой срок вы обычно предоставляете услуги временных работников?

— Среднее плечо входа на должность в ритейле составляет от нескольких часов до 1-2 дней, на производстве — три-пять дней, плечо входа для работников склада составляет один-два дня. Самое большое плечо входа в агро сфере, где обучение новых работников может длиться до месяца.

Все зависит от потребностей заказчика. Обычно мы заключаем договора на услуги продолжительностью от четырех часов. Это минимальный срок, который позволяет нашим работникам получать достаточный заработок для жизни.

Команда компании Fillin

— Кто является вашими основными клиентами в ритейле?

— Уже почти восемь лет мы работаем с сетью Novus. Также нашими давними клиентами являются Auchan, Metro.

Непростым, но интересным для нас является кейс сети Аврора, которая очень быстро расширяется и ежемесячно открывает до 50 новых магазинов. Согласно своему формату ритейлер должен открывать торговые точки даже в небольших городках и селах, где найти квалифицированных работников не так просто. Сейчас мы помогаем им с обеспечением персонала именно в таких отдаленных магазинах. В среднем в сутки мы предоставляем ритейлеру 50-100 работников. И хотя этот заказ небольшой по объему, однако является довольно сложным и требует достаточно креативных подходов.

В целом ритейл в нашем портфеле занимает около 12-15% — это примерно 350-400 временных работников. Больше всего забирают на себя производство и агро сектор.

— Какие работники сейчас являются самыми востребованными на рынке?

— Наибольшим спросом пользуются линейные работники, которые могут выполнять работы со значительными физическими нагрузками.

Из-за мобилизации многие мужчины сейчас не стремятся работать на условиях трудового договора. И мы как раз являемся тем буфером, который помогает компаниям укомплектовывать свой штат, а работникам зарабатывать деньги на удобных для них условиях, не боясь, что за ними придут из военкомата.

Вопрос обеспечения рабочей силой в Украине становится все более острым. И поэтому наши услуги становятся все более актуальными. К тому же, мы имеем большой опыт. Кроме Украины мы также работаем в Венгрии, Чехии, Польше. В свое время Польша решила проблему с работниками за счет Украины. Нам сейчас также нужна страна-донор, которая будет поставлять нам рабочую силу.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о привлечении работников из-за рубежа. Какие нюансы и сложности, связанные с этим проектом?

— Сейчас этот проект на стадии пилота, но мы уже готовы привозить работников из других стран. На самом деле мы уже имеем запросы от нескольких крупных компаний, которые еще не испытывают значительного кадрового голода, но работают на опережение. К счастью, в 2022 году Министерство социальной политики создало адекватные условия для привлечения иностранных работников, что произошло впервые за все время нашей деятельности.

Привлечение иностранных работников — это серьезный проект, который требует тщательной подготовки и полного осознания зачем он нужен. Ведь релоцированные из других стран работники должны быть обеспечены жильем, нормальным питанием в соответствии с их потребностями. Кроме того, должны быть учтены религиозные, ментальные и культурные особенности.

В нашей стране уже используют наемных работников из Казахстана и Узбекистана, с которыми легко найти общий язык и договориться об оплате труда. Также уже начинают привлекать рабочую силу из Пакистана, но с ними работать значительно сложнее из-за высоких ожиданий по заработной плате, другого вероисповедания и языкового барьера.

Например, в 2021 году одна украинская компания реализовывала проект по привлечению работников из Индии, но он был неуспешным, потому что бытовые привычки и подход к гигиене этих работников значительно отличался от наших стандартов.

— В целом услуги аутсорсинга или лизинга персонала будут стоить компании дешевле или дороже по сравнению с традиционным наймом?

— Это будет стоить столько же. Но если учесть, что компания избавляется от головной боли рекрутинга и увольнения временных работников, что высвобождает время менеджеров и снимает нагрузку с бюджета компании, то это может быть значительно дешевле.

— Какие сложности и вызовы вам приходится преодолевать?

— Чтобы временные команды работали эффективно, очень важно, чтобы заказчик с самого начала относился к аутсорсинговой компании как к внутреннему департаменту, предоставлял ему поддержку и определенную свободу действий. Мы всегда говорим об этом своим клиентам, но не все сразу это понимают.

Обычно мы предупреждаем, что первую неделю мы можем выводить больше работников, чем нужно и наносить определенные убытки, на вторую неделю ситуация становится лучше, на третью — команда начинает работать на результат, а с четвертой недели — все уже работает как слаженный механизм. Если сотрудничество с временным персоналом построено именно по этому принципу, то обычно никаких проблем не возникает, или же они решаются достаточно быстро.

— Как, по вашему мнению, в будущем будет развиваться ниша аутсорсинг персонала?

— К сожалению, если война будет продолжаться, то ситуация с персоналом будет только ухудшаться. Уже сейчас нам критически не хватает линейных работников. А Украине для нормального развития нужно ежегодно привлекать от 100 000 до 200 000 работников. Поэтому мы делаем все, что от нас зависит, чтобы улучшить ситуацию.

В целом я хочу обратиться к ритейлерам с предложением смелее использовать услуги лизинга и аутсорса персонала, ведь временные команды могут обеспечивать не худший результат по сравнению с постоянными работниками, но при этом снимается вопрос рекрутинга и увольнения работников, а также дополнительная нагрузка на бюджет.

 

К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка