
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Отчет Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по итогам работы за 2016 год наталкивает на несколько выводов. Комментарии юриста ЮФ GOLAW Артема Фролова.
Читая документ, легко сделать первый вывод: мы живем в стране монополий. Около половины всех правонарушений в сфере защиты конкуренции касаются злоупотребления доминирующим положением. Второй вывод заключается в том, что украинские предприниматели не всегда готовы соперничать честно. По результатам исследования, проведенного Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ), каждый третий респондент сталкивался со случаем недобросовестной конкуренции.
Учитывая, что количество рассмотренных АМКУ дел и суммы штрафных санкций, вероятно, будут лишь увеличиваться, рассмотрим несколько рекомендаций о правильных способах ведения конкурентной борьбы.
Как уже отмечалось, один из самых частых видов нарушений законодательства о конкуренции — злоупотребление монопольным положением. Соответственно, предприятиям со значительной долей на рынке, а также тем из них, которые не испытывают ощутимого соперничества со стороны конкурентов, следует быть начеку. Несмотря на то, что установление доминирующего положения требует тщательного анализа рынка, АМКУ весьма успешен в этом отношении. Попытки хозяйствующих субъектов оспорить решения ведомства увенчиваются успехом лишь в трех случаях из ста.
Что касается конкретных случаев, одно из наиболее частых нарушений — установление цен или условий реализации товара, которые невозможно было бы установить в условиях значительной конкуренции.
В одном из решений АМКУ заключил, что установление стоимости услуги из расчета за сутки, тогда как фактическое время ее предоставления составляет лишь несколько часов, является злоупотреблением доминирующим положением. Соответственно, в отдельных случаях целесообразно пересмотреть методы ценообразования и сделать их экономически обоснованными.
В то же время, если увеличение стоимости услуги связанно с объективными факторами, повышение цены не может считаться нарушением законодательства. Увеличение стоимости ресурсов, ухудшение общего экономического положения, увеличение спроса на услугу – все это объективные факторы, которые влияют на стоимость услуги. В таком случае не может считаться, что хозяйствующий субъект нарушает закон.
Следующие распространенное нарушение — распространение информации, которая вводит в заблуждение. Такое нарушение включают в себя сообщение широкому кругу лиц неполных, неточных или неправдивых сведений об услуге или товаре.
Во избежание излишнего внимания АМКУ, не следует указывать в рекламе, на вывесках, в сведениях о товаре слова или словосочетания «полезный», «уникальный», «низкие цены» или им подобные. Если не удастся доказать уникальных свойств товара в ходе рассмотрения дела, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 5% дохода от реализации продукции предприятия. В одном из дел, которое рассматривал АМКУ, производителю печенья не удалось доказать полезных свойств печенья, о которых было заявлено на упаковке, вследствие чего производитель печенья был оштрафован на сумму в 68 000 гривен.
Наконец, не следуют указывать информации о характеристиках товара, которая противоречит фактическим данным. Так, один из производителей алкогольных напитков был оштрафован АМКУ на сумму, превышающую 1,5 млн гривен, за указание на этикетке информации о том, что продукция является шотландским виски, в то время как в ходе расследования было установлено, что напиток, производимый компанией, и виски — различные продуктами по своим потребительским качествам. Соответственно, указывая информацию о тех или иных свойствах товара, нужно быть готовым подтвердить такую информацию заключением эксперта в случае необходимости.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что законодательство предусматривает возможность предоставления органами Антимонопольного комитета Украины рекомендательных разъяснений касательно соответствия действий субъектов хозяйствования законодательству о защите экономической конкуренции. Получения таких разъяснений — эффективный способ избежать штрафных санкций со стороны АМКУ и предупредить возможные нарушения законодательства о конкуренции.
Автор: Артем Фролов, юрист GOLAW
Читайте также —
Инфографика: как изменились штрафы за нарушение трудового законодательства