Геннадий Выходцев, Фокстрот: Мы как арендаторы инвестировали 2,3 млн грн в новый центральный склад под Киевом площадью 22 000 кв. м
Соучредитель группы Фокстрот в интервью Интерфакс-Украина рассказал о состоянии активов, убытках, миллионных инвестициях в восстановление и дальнейшем видении развития бизнеса. RAU предлагает основные тезисы этой беседы.
О плане на случай войны
Я не задумывался о выезде из Украины, хотя по возрасту имею на то право. А мой партнер Валерий Маковецкий 24 февраля вообще принял решение возвращаться в Киев, и мы «с колес» согласовывали с командой первые решения после того, как будет работать Фокстрот в военное время. Менеджеры Фокстрот еще через месяц предоставили наблюдательному совету план действий в случае экстренной ситуации.
Еще до войны началась эвакуация материальных ценностей из прифронтовых областей на запад Украины, была ограничена поставка товаров в магазины Фокстрот на востоке и юге страны, чем мы сократили убытки, которые впоследствии принесла война. Проговорили диспозиции руководящего состава и возможную релокацию центрального офиса. Прописали составляющую тех магазинов, которые могли бы работать из-за удаленности от боевых действий. Но война – это форс-мажор, и мы не могли предусмотреть потерю центрального склада в Гостомеле в марте 2022 года. Это был первый удар, который бизнес пережил очень болезненно.
Я знаю КПД складской логистики для компании. Поэтому разрушение склада в Гостомеле и убытки в 650 млн грн стали очень болезненными для нас (указанная цифра – это недополученная прибыль, добавьте сюда разбомбленную недвижимость, моральное состояние сотрудников, переживших российский ракетный удар и оккупацию – сумма будет в разы больше).
О перестройке логистики
Реакция на разрушение склада являлась частью антикризисных действий компании. Сначала мы предоставили сотрудникам возможность вывезти семьи в безопасные города. Перевезли около полутора тысяч сотрудников во Львов, где в одном из магазинов на втором этаже заработал центральный офис.
А потом пригласили вернувшихся на рабочие места людей эвакуировать товарные остатки с востока на запад, чтобы техникой из закрывшихся магазинов торговать в магазинах, которые могли работать. Весь транспортный флот, который мы наняли для релокации товара, шел в сторону безопасных регионов и таким образом мы удовлетворяли уже ощущаемый товарный голод. Команда эвакуировала с востока на запад 27 000 куб. м товара, выполнив для этого почти пятьсот авторейсов. А уже весной Фокстрот открыл региональный склад во Львовской области. Впоследствии мы как арендаторы инвестировали 2,3 млн грн в новый центральный склад под Киевом, в Колонщине, площадью 22 000 кв. м.
Об оценке ущерба
Мы оцениваем ущерб от последствий войны почти в 1 млрд грн. Было разграблено десять магазинов в семи регионах, причем логики в действиях оккупанта не было. Так в Херсоне в центре города, где проходило активное сопротивление оккупантам, магазин работал до последнего, за гривны распродавая товар по бросовым ценам. У нас была четкая позиция – никакого сотрудничества с оккупантами. В Энергодаре, в Каховке к нам сразу пришли представители оккупантов, получили отказ и тут же заблокировали работу. В общем, математика в те дни выглядела так: наши менеджеры закрыли 100 магазинов в первые дни войны, через пару недель уже открыли 60 Фокстрот. Сейчас в Украине работают 115 магазинов Фокстрот и одноименная интернет-площадка.
О важных решениях, которые помогли выжить и развиваться
Думаю, запуск нового центрального склада как раз и можно назвать «оттолкнулись от дна». Из этой серии решений децентрализация управления, когда операционные решения принимались на уровне среднего менеджмента в регионах. Ведь только на местах люди понимают настоящие обстоятельства работы, которые не видны из Киева. Это ослабило риски войны и спасало активы компании.
Правильными решениями команды считаю оборудование магазинов мощными зарядными станциями, генераторами, фонарями, лампами, системами спутникового интернета осенью прошлого года. Теперь 83 магазина продолжают полноценную работу в автономном режиме при экстренных отключениях электроэнергии. Мы инвестировали в это решение 4 млн. грн., чтобы удержать главный актив бизнеса – лояльность покупателей. Кстати, за время войны их количество не только не уменьшилось, но даже увеличилось – с 12,4 млн в марте 2022 года до 13,1 млн покупателей техники в Фокстроте в январе 2023 года.
О смене настроений
Аналитика показала, что в начале войны топовой позицией были мобильные гаджеты, что связано с миграцией населения из-за боевых действий. Летом и в начале осени на первые позиции вышли ноутбуки и обогреватели. После массированных ракетных обстрелов энергетической инфраструктуры в октябре существенно возрос спрос на зарядные станции и генераторы. Но если говорить о рынке в целом, то поведение потребителя кардинально не изменилось. Увеличилось количество покупателей-военнослужащих. Для них Фокстрот ввел дополнительные скидки на действующие акции и спецпредложения.
О помощи армии
За год войны бизнес передал защитникам техники на сумму около 14 млн грн. Речь идет об обогревателях, тепловых пушках, бойлерах, стиральных и сушильных машинах, ноутбуках, принтерах, планшетах. Коллеги из корпоративного штаба «Допомога нашим» отчитывались, что это около 8000 единиц техники за год войны. С сентября 2022 года компания помогает 14 военным частям ПВО.
О планах на будущее
Для ритейлера Фокстрот – это удерживать долю рынка, будучи очень адаптивными к условиям перманентного кризиса, реагируя правильно на изменения конъюнктуры, чему научила нас война. Будем дальше развивать зеленую энергетику в украинских общинах, где уже заработали наши инвестиции. Важно развивать управление коммерческой недвижимостью, чтобы и дальше работали в регионах Украины торговые центры DEPO’t Center, которые мы развиваем совместно с региональными партнерами. Ведь эти ТРЦ в военное время не только принимали посетителей в Черновцах, Лубнах, Николаеве, Кропивницком, Черкассах и Одессе, учитывая составляющую безопасности. Они стали центрами общественной активности, направленной на защиту независимости Украины.